Оглавление
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................7
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ И УЧЕНИЯ О ПОДРОСТКАХ
(Е. Е. Ромицына)......................................................................10
Подростковый возраст как период развития...............................16
«Подростковый кризис» — норма или патология?.....................19
«Новообразования» подросткового возраста..............................23
Физиологические особенности развития подростков.........23
Подростковые «новообразования» в интеллектуальной сфере..............................................26
Социализация подростков....................................................28
Развитие самосознания подростков.....................................31
Особенности формирования идентичности подростков
в современной России..........................................................33
Семья как один из психогенных факторов в возникновении и развитии пограничных нервно-психических расстройств у подростков..........................................................................35
ГЛАВА 2. ОПРОСНИК «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ»
(Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына).............49
Материалы апробации русскоязычной версии методики
«Подростки о родителях»......................................................52
Интерпретация шкал: оценка матери сыном..............................55
Шкала Позитивного интереса (POZ)...................................55
Шкала Директивности (DIR)................................................56
Шкала Враждебности (HOS).................................................57
Шкала Автономности (AUT)................................................58
Шкала Непоследовательности (NED)..................................58
Интерпретация шкал: оценка отца сыном...................................59
Шкала Позитивного интереса..............................................59
Шкала Директивности..........................................................60
Шкала Враждебности............................................................61
Шкала Автономности............................................................62
Шкала Непоследовательности..............................................63
Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными сыновьями-подростками.......................64
Интерпретация шкал: оценка матери дочерью...........................65
Шкала Позитивного интереса..............................................65
Шкала Директивности..........................................................65
Шкала Враждебности............................................................66
Шкала Автономности............................................................66
Шкала Непоследовательности..............................................67
Интерпретация шкал: оценка отца дочерью...............................68
Шкала Позитивного интереса..............................................68
Шкала Директивности..........................................................69
Шкала Враждебности............................................................70
Шкала Автономности............................................................71
Шкала Непоследовательности..............................................71
Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными дочерьми-подростками..........................72
Процедура проведения исследования.........................................74
Механизм обработки сырых данных...........................................77
Номера утверждений, соответствующие шкалам (ключ).....77
Фактор близости (POZ/HOS)...............................................78
Фактор критики (DIR/AUT).................................................78
Индивидуальный анализ наиболее распространенных
результатов, выраженных графически.................................79
Дисгармонично-непоследовательное отношение................84
Отвергающе-отстраненное отношение................................85
Враждебно-подавляющее отношение..................................86
Открыто-враждебное отношение.........................................87
Примеры психологического заключения по данным
опросника ПоР......................................................................88
Результаты психологического исследования
испытуемой К., 17 лет..................................................88
Результаты психологического исследования
испытуемой К., 15 лет..................................................90
ГЛАВА 3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ (И. А. Горьковая)......................................................................93
ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ НЕВРОЗОМ
(Е. Е. Ромицына)....................................................................119
Особенности восприятия воспитательной практики матери
больными неврозом и здоровыми подростками...............12S
Особенности восприятия воспитательной практики отца
больными неврозом и здоровыми подростками...............127
ГЛАВА 5. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДИКИ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» С ДАННЫМИ ДРУГИХ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ МЕТОДИК
(Л.И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына)...........133
Анализ семейного воспитания и психологических причин
его нарушений.....................................................................133
Оценка межперсональных отношений (Т. Лири).....................145
Взаимозависимость восприятия здоровыми подростками особенностей воспитательного воздействия и характера межличностных отношений родителей 148 Взаимозависимость восприятия здоровыми подростками особенностей воспитательного воздействия и самооценки характера межличностных отношений родителей.......................................................159
Патохарактерологический диагностический опросник
для подростков....................................................................160
Шкалы Тревожности Ч. Спилбергера.......................................165
Клинические характеристики аномального личностного
развития...............................................................................168
Опросник «Самоотношение» (подростковый образ «Я»)........171
Тест ценностных ориентаций М. Рокича..................................175
Методика Розенцвейга (характер эмоционального реагирования) и «Индикатор стратегий преодоления стресса» — CSI (способы разрешения проблем).............................177
ГЛАВА 6. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОПРОСНИКА ПОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ
(Е. Е. Ромицына)....................................................................181
Заключение.................................................................................188
Литература..................................................................................190
Приложение 1. Тексты опросника.............................................205
Приложение 2. Таблицы стандартизации для мальчиков........215
Приложение 3. Таблицы стандартизации для девочек.............227
Приложение 4. Регистрационный лист к опроснику ПоР.......239
Приложение 5. Показатели нормативной выборки.................242
Об авторах...................................................................................244
(Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. “Родители глазами подростка:
психологическая диагностика в медико-педагогической практике” 2004)