Оглавление

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................7

ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ И УЧЕНИЯ О ПОДРОСТКАХ

(Е. Е. Ромицына)......................................................................10

Подростковый возраст как период развития...............................16

«Подростковый кризис» — норма или патология?.....................19

«Новообразования» подросткового возраста..............................23

Физиологические особенности развития подростков.........23

Подростковые «новообразования» в интеллектуальной сфере..............................................26

Социализация подростков....................................................28

Развитие самосознания подростков.....................................31

Особенности формирования идентичности подростков

в современной России..........................................................33

Семья как один из психогенных факторов в возникновении и развитии пограничных нервно-психических расстройств у подростков..........................................................................35

ГЛАВА 2. ОПРОСНИК «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ»

(Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына).............49

Материалы апробации русскоязычной версии методики

«Подростки о родителях»......................................................52

Интерпретация шкал: оценка матери сыном..............................55

Шкала Позитивного интереса (POZ)...................................55

Шкала Директивности (DIR)................................................56

Шкала Враждебности (HOS).................................................57

Шкала Автономности (AUT)................................................58

Шкала Непоследовательности (NED)..................................58

Интерпретация шкал: оценка отца сыном...................................59

Шкала Позитивного интереса..............................................59

Шкала Директивности..........................................................60

Шкала Враждебности............................................................61

Шкала Автономности............................................................62

Шкала Непоследовательности..............................................63

Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными сыновьями-подростками.......................64

Интерпретация шкал: оценка матери дочерью...........................65

Шкала Позитивного интереса..............................................65

Шкала Директивности..........................................................65

Шкала Враждебности............................................................66

Шкала Автономности............................................................66

Шкала Непоследовательности..............................................67

Интерпретация шкал: оценка отца дочерью...............................68

Шкала Позитивного интереса..............................................68

Шкала Директивности..........................................................69

Шкала Враждебности............................................................70

Шкала Автономности............................................................71

Шкала Непоследовательности..............................................71

Различия в восприятии образов матери и отца их социально-адаптированными дочерьми-подростками..........................72

Процедура проведения исследования.........................................74

Механизм обработки сырых данных...........................................77

Номера утверждений, соответствующие шкалам (ключ).....77

Фактор близости (POZ/HOS)...............................................78

Фактор критики (DIR/AUT).................................................78

Индивидуальный анализ наиболее распространенных

результатов, выраженных графически.................................79

Дисгармонично-непоследовательное отношение................84

Отвергающе-отстраненное отношение................................85

Враждебно-подавляющее отношение..................................86

Открыто-враждебное отношение.........................................87

Примеры психологического заключения по данным

опросника ПоР......................................................................88

Результаты психологического исследования

испытуемой К., 17 лет..................................................88

Результаты психологического исследования

испытуемой К., 15 лет..................................................90

ГЛАВА 3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ (И. А. Горьковая)......................................................................93

ГЛАВА 4. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСНИКА ПоР У ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ НЕВРОЗОМ

(Е. Е. Ромицына)....................................................................119

Особенности восприятия воспитательной практики матери

больными неврозом и здоровыми подростками...............12S

Особенности восприятия воспитательной практики отца

больными неврозом и здоровыми подростками...............127

ГЛАВА 5. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДИКИ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» С ДАННЫМИ ДРУГИХ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ МЕТОДИК

(Л.И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына)...........133

Анализ семейного воспитания и психологических причин

его нарушений.....................................................................133

Оценка межперсональных отношений (Т. Лири).....................145

Взаимозависимость восприятия здоровыми подростка­ми особенностей воспитательного воздействия и характера межличностных отношений родителей 148 Взаимозависимость восприятия здоровыми подростками особенностей воспитательного воздействия и само­оценки характера межличностных отно­шений родителей.......................................................159

Патохарактерологический диагностический опросник

для подростков....................................................................160

Шкалы Тревожности Ч. Спилбергера.......................................165

Клинические характеристики аномального личностного

развития...............................................................................168

Опросник «Самоотношение» (подростковый образ «Я»)........171

Тест ценностных ориентаций М. Рокича..................................175

Методика Розенцвейга (характер эмоционального реагиро­вания) и «Индикатор стратегий преодоления стресса» — CSI (способы разрешения проблем).............................177

ГЛАВА 6. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОПРОСНИКА ПОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОН­СУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

(Е. Е. Ромицына)....................................................................181

Заключение.................................................................................188

Литература..................................................................................190

Приложение 1. Тексты опросника.............................................205

Приложение 2. Таблицы стандартизации для мальчиков........215

Приложение 3. Таблицы стандартизации для девочек.............227

Приложение 4. Регистрационный лист к опроснику ПоР.......239

Приложение 5. Показатели нормативной выборки.................242

Об авторах...................................................................................244

 

(Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. “Родители глазами подростка:

психологическая диагностика в медико-педагогической практике”  2004)