Оглавление
Введение ..................................................................................................................................5
Глава 1. Модели взаимодействия взрослого с ребенком.......................................7
Глава 2. Психология общения ......................................................................................10
Глава 3. Общение как коммуникация ........................................................................12
Позиция общения .............................................................................................22
Пространство общения...................................................................................28
Общение как межличностное взаимодействие ......................................29
Общение как понимание людьми друг друга .........................................37
Идентификация как сопоставление ..........................................................41
Эмпатия в общении как сопереживание ..................................................41
Рефлексия ...........................................................................................................48
Стереотипизация как приписывание ........................................................51
Глава 4. Общие вопросы общения с ребенком ........................................................52
Безусловное принятие ребенка ...................................................................52
Установление вербального контакта .........................................................57
Алгоритм активного слушания в диалоге ................................................58
«Ты»- и «Я»-высказывания ..........................................................................61
Беседа с ребенком .............................................................................................62
Конфликты в семье ..........................................................................................80
Глава 5. Особенности общения в младенческом возрасте ..................................83
Эмоционально-личностное общение ........................................................88
Ситуативно-деловое общение ................................................................... 104
Возникновение предпосылок к овладению речью
в процессе общения ...................................................................................... 111
Игрушка как средство общения и психического развития ............ 117
Глава 6. Общение с ребенком раннего возраста .................................................. 120
Глава 7. Стремление к самостоятельности ........................................................... 131
Возникновение стремления к самостоятельности ............................ 131
Основная стратегия поведения взрослых ............................................. 134
Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте .......................... 139
Общение малышей со сверстниками ...................................................... 142
Глава 8. Общение детей дошкольного возраста с родителями ...................... 150
Глава 9. Общение и речь .............................................................................................. 160
Внеситуативно-познавательное общение ............................................. 160
Внеситуативно-личностное общение ..................................................... 174
Развитие осознанности поведения .......................................................... 181
Особенности общения с «трудными» дошкольниками ................... 184
Ребенок в дошкольном учреждении ....................................................... 188
Общение дошкольников со сверстниками ........................................... 190
Общение в игровой деятельности ........................................................... 206
Игрушка как средство общения и психического развития ............ 214
Общение мальчиков и девочек ................................................................. 216
Дети и компьютер.......................................................................................... 221
Глава 10. Межвозрастное общение ............................................................................ 229
Глава 11. Проверьте себя ............................................................................................... 232
Контрольные вопросы ..................................................................................................... 252
Темы рефератов ................................................................................................................. 255
Словарь терминов ............................................................................................................. 257
Литература ........................................................................................................................... 262
Приложение 1. Уровень развития общения ............................................................ 265
Приложение 2. 11 советов детского писателя В. Левина .................................... 268
Приложение 3. Основные требования к проведению беседы............................ 270
(“Психология общения в детском возрасте” Б.С. Волков, Н.В. Волкова 2008)