Оглавление

Оглавление

Введение ..................................................................................................................................5

Глава 1. Модели взаимодействия взрослого с ребенком.......................................7

Глава 2. Психология общения ......................................................................................10

Глава 3. Общение как коммуникация ........................................................................12

Позиция общения .............................................................................................22

Пространство общения...................................................................................28

Общение как межличностное взаимодействие ......................................29

Общение как понимание людьми друг друга .........................................37

Идентификация как сопоставление ..........................................................41

Эмпатия в общении как сопереживание ..................................................41

Рефлексия ...........................................................................................................48

Стереотипизация как приписывание ........................................................51

Глава 4. Общие вопросы общения с ребенком ........................................................52

Безусловное принятие ребенка ...................................................................52

Установление вербального контакта .........................................................57

Алгоритм активного слушания в диалоге ................................................58

«Ты»- и «Я»-высказывания ..........................................................................61

Беседа с ребенком .............................................................................................62

Конфликты в семье ..........................................................................................80

Глава 5. Особенности общения в младенческом возрасте ..................................83

Эмоционально-личностное общение ........................................................88

Ситуативно-деловое общение ................................................................... 104

Возникновение предпосылок к овладению речью

в процессе общения ...................................................................................... 111

Игрушка как средство общения и психического развития ............ 117

Глава 6. Общение с ребенком раннего возраста .................................................. 120

Глава 7. Стремление к самостоятельности ........................................................... 131

Возникновение стремления к самостоятельности ............................ 131

Основная стратегия поведения взрослых ............................................. 134

Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте .......................... 139

Общение малышей со сверстниками ...................................................... 142

Глава 8. Общение детей дошкольного возраста с родителями ...................... 150

Глава 9. Общение и речь .............................................................................................. 160

Внеситуативно-познавательное общение ............................................. 160

Внеситуативно-личностное общение ..................................................... 174

Развитие осознанности поведения .......................................................... 181

Особенности общения с «трудными» дошкольниками ................... 184

Ребенок в дошкольном учреждении ....................................................... 188

Общение дошкольников со сверстниками ........................................... 190

Общение в игровой деятельности ........................................................... 206

Игрушка как средство общения и психического развития ............ 214

Общение мальчиков и девочек ................................................................. 216

Дети и компьютер.......................................................................................... 221

Глава 10. Межвозрастное общение ............................................................................ 229

Глава 11. Проверьте себя ............................................................................................... 232

Контрольные вопросы ..................................................................................................... 252

Темы рефератов ................................................................................................................. 255

Словарь терминов ............................................................................................................. 257

Литература ........................................................................................................................... 262

Приложение 1. Уровень развития общения ............................................................ 265

Приложение 2. 11 советов детского писателя В. Левина .................................... 268

Приложение 3. Основные требования к проведению беседы............................ 270

 

(“Психология общения в детском возрасте” Б.С. Волков, Н.В. Волкова 2008)