СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ................5

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА .........5

Готовимся к выписке...........5

Помощь родственников........ 6

Одежда, комплект для пеленания, подгузники ...................6

Помещение для ребенка............8

Кроватка ..................10

Стульчик для малыша ..........11

Сумка это очень удобно .. 12

Если еще не купили кроватку.......12

Матрас, одеяльце ..... 12

Требования к одежде.......13

Стирка, глажение..........13

Пеленальный столик............14

Избегаем лишних контактов ......... 15

Помнить об опасности инфекции ...15

Животные, комнатные растения ..16

Проветриваем комнату малыша .......16

Контролировать температуру и влажность воздуха...................17

Важное условие тишина..........17

Коляска ..........................17

Спальный мешок ...................19

Инфекцию держим на расстоянии.......19

Остригаем ногти....................20

Рекомендации, требующие соблюдения ..20

Медицинское обеспечение............22

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ......................23

Характер формируется с первых дней общения.......................23

Ни один вопрос не останется без ответа ..24

Взвешивание малыша.............24

Новорожденный на руках .............25

Крик малыша ......................25

Боремся с явлениями метеоризма......27

Утоление жажды................27

Мочеиспускания, стул.................28

Потничка......................28

Динамика веса и роста .....29

Состояние пупка.............29

Оценка развития ребенка ...........30

Слух ребенка ................30

Зрение......................31

Осязание ......................32

Следим за состоянием стула...........32

Срыгивание....................33

Отличать срыгивание от рвоты.........33

Очень важное правило..............33

Донимает икота?...............34

Профилактика опрелостей..........34

Что такое струпики? .............35

Меняем положение малыша..........36

Повышение активности ребенка, посещения врача ....................36

Ногти остригать регулярно.........37

Динамика кривой веса ...........37

Физическая активность малыша ...38

Малыш тянет руки ко рту.......38

Быть начеку! ............39

Воспитание начинается с «младых ногтей» ...................39

Очередная оценка успехов..........40

Игрушки..................40

Покой, еще раз покой..................41

ГИГИЕНА................. 42

Гигиенические мероприятия, первая прививка ................... 42

Состояние пупочной ранки и купания ... 42

Про соску-пустышку ..............43

Выбор матрасика. Нужна ли подушка? ..44

Не кутать малыша...............44

Купаем ребенка...............45

Обязательно прочищать нос и ушки ....47

Купать ребенка вдвоем...........47

Ванночка и советы практичной мамы ....48

Что нужно для купания? .............48

Другие водные процедуры............49

Порядок на пеленальном столике.....50

Одежда, пеленание, пеленки............51

Установить распорядок дня............52

Когда можно начать принимать гостей? ..54

Помощь маме ......................55

Знать телефон педиатра и патронажной сестры ...........................55

Отправляемся на первую прогулку ......55

Предосторожности относительно соски ..57

Прогулка на прогулочной коляске ......57

Распорядок дня постепенно меняется ....57

Ночь или день? ......................58

Не забываем открывать форточку.......59

Закаливание воздухом ..............59

Закаливание солнечными лучами .......59

В жаркие дни........................61

Бутылочка с водой ..................61

Для ребенка поцелуй взрослого риск ...62

Новые изменения в распорядке.........62

Промывания глаз ...................62

Следим за ногтями............. 63

Закладываем фундамент здоровья . 63

Содержать игрушки в чистоте..........64

Продолжительность прогулок..........64

Массаж и гимнастика.................64

ПИТАНИЕ .......................66

Преимущества грудного вскармливания ..66

В первые несколько часов ............68

Начало лактации.....................68

Место для кормления малыша .........69

К кормлению нужно готовиться ........69

Маска из марли......................70

Маме и малышу должно быть удобно ... 70

«Сосательный» рефлекс ..............71

Спокойствие и терпение мамы........71

Несколько важных рекомендаций.......72

Кормления и прибывание в груди молока ............................73

Еще одно правило .........73

Утоление жажды и голода.......73

Режим кормления на первом месяце .....74

Как избежать возникновения трещин? .. 74

После еды - покой...........75

Сколько молока съедает малыш ...75

Продолжительность кормлений ....76

Все вопросы к врачу ........ 76

Если ребенок ослабленный....76

Плоские соски................77

Всегда хранить спокойствие . 77

Научиться управлять организмом......78

Золотое правило...............78

Если не удается обойтись без докармливания .....................79

Кушает активно или вяло......79

После кормления можно взвесить малыша ...............80

Очень важный витамин ........80

Несколько слов про сцеживание молока ..81

Малыш кушает и вдруг... в крик ....81

Вода для утоления жажды ..........82

Отвары для утоления жажды .......83

Взвешивание ребенка и режим питания ..84

Ночное кормление..............85

Постепенный отказ от кормления ночью 86

Малыш проспал очередное кормление ..86

Ребенок съедает все больше ..... 86

Кто должен определять распорядок кормлений? .....................87

Питание кормящей мамы............88

Отчего следует отказаться? .........89

Разнообразим меню ребенка ........90

Приготовление соков...............93

Пюре из фруктов ........95

Приготовление фруктовых пюре........96

Не хранить пюре долго............97

О прикармливании и искусственном питании............................97

Прикорм ..................98

Требования к детской посуде и соске ....99

Как прокалывать соски?.............100

Специальное ответвление.........100

Бутылочки и соски должны быть чистыми.................101

Правильное хранение молочных смесей 102

Как приготовить смесь в дороге ...102

Выбрать смесь поможет педиатр.......103

Когда у мамы нет молока...........103

Опытные мамы советуют...........104

Контроль за температурой питания.....105

Чтобы малыш не заглатывал воздух .105

Малыш кушает на руках или лежа в кроватке ....................106

Удалять остатки молока с лица ребенка .107

Имеет значение аппетит...........108

Возможные нарушения режима кормления ..............108

Следим за состоянием соски..........109

Молочные смеси.............110

Во всем следовать инструкциям ..... 111

О мерной ложечке............112

Распорядок питания тот же..........113

Объем питания при смешанном и искусственном вскармливании ............113

Малыш съедает сколько нужно.......114

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ..... 114

Не спешите огорчаться .....114

Если глаза постоянно слезятся.....115

Может быть конъюнктивит...........115

Это потница..................116

У ребенка опрелости ...............116

Рвота ..........................117

В каком состоянии пупочная ранка? ...117

Профилактические прививки..........118

Водянка яичка ...............119

Вовремя перепеленать малыша..... 119

Чихание и простуда................ 120

Раздражение кожи возле носа..........121

Отит......................121

Греть при насморке нос...........122

Протаргол, ромашка, морская соль ....122

Иногда ребенку нужно больше пить ....123

Пиодермия.....................124

Диатез экссудативный................125

Врожденный вывих бедра .........127

ОТ ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА .129

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА .........129

Требования к одежде..............129

Кроватка .......................129

Про матрасик .....................130

Одеяльце ........................130

Опасность сквозняков...............130

Предметы могут быть опасными......131

Соблюдать в доме порядок .......... 131

Не гулять в ветреную погоду..........132

Если малыш сбрасывает одеяло.......132

Сшейте спальный мешок ...........133

Регулярные контакты с педиатром .....133

Игрушки - это архиважно..........133

Не оставлять ребенка без присмотра ....135

Картинки..........................136

Заводные игрушки............136

Не давать слишком много игрушек.....136

В качестве игрушек..................137

Содержим игрушки в чистоте......... 137

Стульчик для малыша .............138

Курточка, пальтецо, шубка ...........138

Помним об опасностях...............139

Детский горшок....................139

Нужная вещь - манежик..............139

Угол для прогулок................140

По законам физики................ 140

Фланелевые штаны...............141

Царапины и ссадины - это почти норма .141

Гардероб разнообразится............ 141

Новые навыки.....................142

Избегать мест скопления людей........142

Кожаная обувь....................142

Место, где ребенок учится ходить......143

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ..........143

Контролируем вес................143

Каков мир на вкус? ...........144

Первая вредная привычка............144

Пробуем отучить малыша от соски.....145

Ребенок перепутал день и ночь ......146

Не раздражаться................147

Правильно держать малыша......147

Попытки садиться.................148

Больше двигаться .........1.48

Менять положение малыша........ 149

Оцениваем психофизическое развитие . 149

С малышом нужно заниматься......150

Ребенок лепечет .................150

Разговаривайте с малышом ......151

Приучать ребенка к чашке........151

Соблюдение распорядка дня........152

Вес должен удвоиться ............ 152

Ежесуточная прибавка в весе........153

Начало периода подражания.........153

Во время сна раскрыт ротик? ......154

Прорезаются первые зубки..........154

Минеральные вещества, витамины, солнечные ванны...................155

Повышенное слюноотделение .........155

Проблемы, связанные с прорезыванием зубов................156

Начинаем садиться .............156

Не причинить травмы...............157

Ребенку нужен покой .............157

Не нарушать режим, не устраивать шумных игр..........................158

Ночной сон .....................159

Возможные причины крика.........159

Маленькая индивидуальность........160

Вес малыша......................160

Резцы снизу......................161

Очередная оценка развития ..........161

Продолжаем воспитание ребенка.......162

Вес в конце восьмого месяца ..........162

Кривые ножки? .....................162

Не форсировать процесс .............163

Малыш ползает .................163

Первый жизненный опыт........163

Дальнейшее воспитание...........164

Игрушки, предметы ...............165

Не баловать детей .................166

Учимся говорить...................166

Ребенок в восемь месяцев умеет.........167

Пуговицы на нитке...............167

Приучаемся к горшку..............167

Попытки вставать на ноги...........168

Игры, игрушки ..................169

Практические навыки............169

Динамика веса................170

Все новые зубки .............170

Запоздание в прорезывании зубов и рахит .......................171

Что умеет малыш ............171

Страхи малыша ................172

Не пугать малыша в «воспитательных» целях............ 173

Шесть зубов ..................174

Когда можно начинать чистить зубы 174

Прибавка в весе, рост ..............174

Что мы умеем в одиннадцать месяцев? .. 175

Утраиваем вес....................175

Делаем первые шаги, а может уже и ходим .............. 175

Все ли нормально с тазобедренным суставом? ...............176

Влияние перенесенных болезней ......177

Привыкаем к горшку ................177

Зубов уже двенадцать................179

Неужели у малыша плоская стопа?.....179

Психофизическое развитие........179

Опасность травмы................180

ГИГИЕНА....................180

Напомним о важном................180

Кто-то из близких простудился.....181

Не следует забывать о себе...........182

Микробы на руках малыша........182

Движение, движение.................183

Менять положение во время сна .....183

Физические упражнения, массаж......184

Не кутать малыша.................185

Распорядок соблюдать неукоснительно 185

У мамы тоже распорядок..........186

Одежда.........................186

Массаж, физические упражнения ......187

Малыш нуждается в здоровой обстановке ............................188

Массаж, новые физические упражнения 189

Сон.....................190

Несколько причин потливости.......191

Следим за температурой воздуха в комнате, проветриваем..................191

Исключить рахит....................192

Режим дня ........................192

Ночной сон .....................193

Посещаем педиатра................193

Воду и молоко - кипятить ...........193

Мухи, прочие насекомые .............194

Болезнь проще не допустить, чем лечить ..................194

Не медлить с вызовом доктора .....195

Приучаемся к горшку ...............196

Место, где «чисто ползать» ...........196

Сетки в окнах .....................198

Важная услуга бытовой техники .......198

Настороже относительно травм........199

Изменения в периодичности отхождения стула......................199

Следить за чистотой наружных половых органов.........................199

С тактом, но настойчиво..........200

Интересное выражение «а-а!»...... 201

Горшок на полу ................. 201

С солнышком на «вы»..............201

Суточная продолжительность сна .... 202

Купание больше чем удовольствие ... 202

Комплекс упражнений и массажа 204

Чтобы не развилось плоскостопие . 205

Малыш тянет предмет в рот ...206

Опасная привычка грызть ногти.....206

Малыш просится на горшок......207

Продолжительность сна сокращается .207

Прогулки........... 207

Соринка попала в глаз......... 208

Еще о прогулках ....... 208

Форточки должны «работать» . ,209

Температурный режим .209

Продолжительность сна в сутки ...210

Опасность кишечных инфекций ....210

Простейшие гигиенические навыки 211

Есть такие семьи.......212

Питание........ 212

Контролируем объем съедаемой пищи . 212

Желток куриного яйца....... 213

Время введения первого прикорма ...213

Можно давать творог .......214

Уже даете малышу овощной прикорм ...215

Пюре из картофеля ....215

Пюре из моркови......216

Смешанное овощное пюре........216

Рацион малыша...............217

Советы относительно введения новых блюд....................217

Варим овощной суп............218

Количество прикорма возрастает.....219

Требования к блюдам прикорма и их введению в рацион ................219

Готовые пюре ....................221

Сухие питательные фруктово-овощные смеси.....................222

Лучше готовить самим..............222

Обращаем внимание на этикетки.......222

Меню расширяется ................223

Специальная детская посуда .......223

Прикорм ....................224

Пробуем блюда второго прикорма ....225

Малышу понравятся смешанные каши ..225

Переход на режим пятиразового кормления ..........................226

Меню ребенка на искусственном вскармливании 227

Малышу на искусственном вскармливании ..................227

Приготовление каш ..............228

Пробуем мясной бульон.............229

С семи месяцев мясо...........230

Мясные консервы................230

Печенка в виде пюре...............231

Принцип разнообразия.......232

Фарш, пюре, котлеты.............232

Продолжаем давать мясной бульон ....232

Мясное пюре, суфле из курицы .......233

Меню семимесячного малыша .......234

Меню ребенка на искусственном вскармливании ........................235

Зимой витамин D.............235

Третий прикорм ...............235

Сухарик, сухая булка........ 236

Кормление грудью утром и вечером ..237

Задействуем принцип постепенности . 237

Относительно колбасных изделий ...238

Используем все новые продукты .... 239

Каши на цельном молоке .......239

Изменяется время кормлений ......240

Еще одно замещение прикормом .... 241

Ребенок пьет из чашки.............241

Кушаем бутерброд .......241

Меню к году жизни ...... 242

Режим кормления четырехразовый ...242

Причины отказа от еды ....242

Нельзя перекармливать малыша.....243

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ........243

Диатез экссудативный............243

Проявления рахита .......244

Питание ребенка при рахите ......245

Здоровье мамы и малыша .........246

Создать малышу хорошие условия ....246

Понос у малыша ...........247

Если рвота и понос неоднократные ....247

У ребенка запор..................248

Пупочная грыжа...............250

Молочница болезнь грибковой природы .................252

Неопущение яичек ..............252

Появление ссадин и царапин не удивительно .......................253

Оглянулся и недоглядел..............254

Укусы ос, пчел....................254

ОТ ГОДА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ........255

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА............255

Игрушек прибавилось................255

Не оставлять малыша без присмотра ...255

Малыш пугается некоторых предметов 258

Возможна боязнь купаний ............258

«Свет мой зеркальце, скажи...»........259

Отношение к манежику ............259

Идти на контакт привилегия ребенка ..259

Окружающий мир, общение..........260

Одежда ребенка.....................261

Просушка одежды, обуви ...........263

Не торчат ли из-под одеяльца пятки? .. 263

Стирка детского белья 263

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.......................264

Темпы роста замедляются ............264

Три периода.......................264

Запоминаем новые слова............265

Представление о мире .............265

Вокруг так много интересного........266

Премудрости ходьбы ................266

Справляться с трудностями самостоятельно .............................267

Быть настороже...................267

Держась за коляску...................268

Обретаем новые навыки.............268

Малыш все понимает..............268

Ложку нужно изучить..............269

Игра за столом дурная привычка ....269

Чем занят период бодрствования? 270

Малыша тянет к воде .. 271

Песок вещь незаменимая ... 271

Животные......... 272

Игрушки, соответствующие возрасту ..273

Следить за собой ..... 274

Ребенок все более подвижен .... 274

Любопытство не порок........ 274

Учимся строить фразы............275

Возможные трудности в произношении 275

Будьте терпеливы ............. 276

Для всякой науки необходимо время .. 276

Общительность малыша ........277

Ребенок уже бегает .............277

Малыш подражает близким......278

Книжки с рисунками...............278

Начинается время вопросов 278

До трехсот слов............ 279

Агрессивность .......279

Дети любят музыку ..........280

Приучать малыша к опрятности ... 281

Новые практические навыки.....281

Положа руку на сердце ... 282

Истерики............282

Ребенок все ловчее ... 284

Осваиваем велосипед, педальную машину .......................285

Игры с кубиками ...............285

Рисуем ...........286

Лепим....................286

Не забываем про подвижные игры ....287

Психическое развитие..............287

Двадцать зубов ................288

Простенькие сказки.............290

Развиваются мышление и фантазия ....291

Телепередачи смотрим дозированно ...291

Малыш становится самостоятельнее .. .292

ГИГИЕНА...................292

Ухаживаем за зубами ............292

Не подавать ребенку дурной пример . 295

Причесываемся ........296

Гребешок, мягкая щетка, мытье головы 296

Остригать ногти ............297

Разные причины зуда .........297

Суточная продолжительность сна .. 297

Пеленки еще пригодятся .........298

Дневной сон................298

Перед сном на горшок ..........299

Малыш за столом...........299

Регулярность в «отношениях» с горшком ..................302

Малыш пользуется туалетом для взрослых .....................302

Туалетная бумага............ 303

Обязательное подмывание .......303

«По-маленькому».................303

Ежедневные купания ............304

Набор полотенец, мытье рук........305

Мыло содержать в порядке.......306

Требования к одежде .............306

Отношение малыша к одежде и обуви ...307

Спать в пижаме ..... 308

О подушке и кроватке ........309

Сон на прогулке...........310

Прогревать постель...............310

Возможные трудности с засыпанием ...311

Малыш боится темноты.......313

Снятся кошмары ..............314

Если у ребенка ночное недержание мочи 315

Выдерживаем распорядок дня.......316

Зрение беречь с детства.........317

Детские ножницы .................319

Обратить внимание на слух.........320

Выделения серы...............320

Если возникнет серная пробка.......321

Пуговка в ухе............... 322

Беречь уши от попадания воды ........323

Дырочка в барабанной перепонке ... 324

Массаж барабанных перепонок..... 324

Нос и носовое дыхание...........325

У ребенка насморк............326

Слуховая труба и ее функции......327

Продувание слуховой трубы .... 328

Если малыш во время сна дышит ртом ..328

Место для закаливающих процедур ... 329

ПИТАНИЕ..................331

Кормление четырехразовое ...... 331

Рацион ребенка ...............332

Мясо, мясные изделия, рыба .........333

Овощи .....................333

Молоко, молочные продукты......334

Фрукты, ягоды............... 335

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ.........336

Врач осмотрит ребенка...........336

Повышенная температура тела .......337

Измерение температуры тела..........338

Небные миндалины, аденоидные разращения .......................339

Техника промывания носа и носоглотки ..........................343

Раствор протаргола.............345

Нарушение слуха из-за аденоидов .....346

Малыш пожаловался на ушко......347

Согревающие компрессы ............347

Лечение назначит ЛОР-врач .........348

При одностороннем нарушении слуха 349

Питание во время болезни ..... 349

Стоматит ...................350

Полоскания..................351

Опасное заболевание ларингит .......352

Ангина заболевание всего организма ..354

Если простуда осложнилась бронхитом 355

Народные средства, фитолечение......356

Про солнечный удар................363

Термические ожоги................364

Отморожения...................365

Инородное тело гортани ............365

Травма глаз...................366

При носовых кровотечениях...........367

Помощь при кровотечениях.........368

Неприятная вещь - занозы..........369

Укус змеи........................370

Давать ребенку только качественную пищу ............371

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ ..373

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА......373

Мир становится доступнее .........373

Разложить впечатления по полочкам ...374

Соблюдать осторожность........ 376

Кровать для ребенка........... 376

Постель в опрятном виде .379

Спать в привычной обстановке . 380

Игрушки становятся сложнее...381

Все больше книг......381

Телевидение ..........383

Значение музыки..........384

Радиоприемник и проигрыватель......385

Подарок по возрасту......386

Все новые предметы ..........386

Первые спортивные снаряды......387

Велосипед................389

Место для интеллектуальных занятий .. 389

Вредные привычки родителей 390

Разборки в присутствии малыша.....392

Детский сад. Решение вопроса.... 392

Готов ли ребенок посещать детский сад.................393

Контактность малыша ........394

Готовимся к детскому саду.......395

Момент первого расставания ......396

Привыкаем к детскому саду ........397

Забирать ребенка из сада вовремя .399

Понаблюдайте за малышом через окно . 399

Кому водить ребенка в сад?........399

Обещания надо исполнять .........400

Выбирать одежду вместе..........400

Одежда для ребенка ..........401

Про статическое электричество .....402

Одежда с пуговицами........402

Сложная наука завязывание шнурков 402

Ухаживаем за одеждой и обувью .... 403

Все детское хранить отдельно......403

Гигиенический набор для малыша .....404

Зеркало на удобной высоте .....404

Собственная посуда это приятно .....404

Место за столом постоянное ...405

Учимся пользоваться туалетом.......405

Выключатели для ребенка .. 406

Ребенок делает выбор...........406

Требования к отдельной детской комнате .........407

Второй ребенок в семье..........408

Второй ребенок другого пола ......413

Расширение кругозора .............414

Дети должны знать друг друга.......414

Берем ребенка в путешествие ........415

Идем в ресторан...............416

На самолете ............417

Ребенку хочется двигаться..........418

В своем авто.......... 418

Малыша «мутит»..............419

Переезд на новую квартиру .....420

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.......... 421

Ребенок быстро меняется внешне.....421

Делаем измерения два раза в год .. 422

Активное развитие мышечной системы .422

Быстро развивается костная ткань ....423

Весь комплект молочных зубов ..423

Гармоническое развитие в движении ..424

Здоровье и физическое развитие ..424

Психическое развитие и взросление .. 425

Меняется характер...... 425

Речь..................426

Обогащаем запас слов.........427

При сложностях с произношением к логопеду.............. 427

Как ребенок слышит, так и говорит ..427

Свое место в обществе ........ 428

Отношение к ребенку соответственно возрасту ....................428

Навыки.............429

Можно договориться.......430

Критическая оценка себя .........430

«Интеллектуальная губка» .......431

Игрушки все еще очень важны ......432

Принимаем активное участие в играх ...433

Ролевые игры................ 434

Самостоятельные игры.......... 434

«Живые» куклы................435

Посещение детского театра ..........435

Цирк................436

Папин фильмоскоп и диафильмы .... 436

Пластилин......................437

Лепим из глины.................438

Общение с животными воспитывает ....438

Подводный мир в миниатюре......439

Вы очень вырастете в глазах ребенка ..440

Раздвигать кругозор.............441

Подвижные игры ........441

Волшебный мир сказок........ 441

Мир растений.............442

«Живая» поэзия...............443

Воспитать утонченную натуру ........443

В гости к другу ....... 444

Кому интересно, кому приятно 445

Игры должны чередоваться .......446

Ребенок взрослеет.......... 446

Становимся личностью ........ 447

В поиске идеала..... 448

Любознательность ребенка ... 448

Вопросы, которых не избежать .... 449

Не принимать фантазии за ложь......450

Здоровый ребенок шумный ребенок ..451

Можно позволить известную самостоятельность .................451

Не делать из ребенка божка.........452

Помним, что ребенок непоседа .....452

Про индивидуальный подход .......454

Психическое развитие в четыре года .. 454

Психическое развитие в пять лет.....455

Что умеет ребенок в четыре года? .. 456

Что умеет ребенок в пять лет? 457

Если ребенок немного отстает ..458

Нагрузку увеличивать постепенно . 459

Избегать некоторых игр........459

Тревожная обстановка в семье........460

Ночные кошмары............460

Ночное недержание мочи..........461

В просторечии лунатизм ......462

Можно начинать приобщать ребенка к спорту.................463

Бранное слово.............464

Новые навыки...............465

Рисуем акварельными красками........466

Пользуемся простейшими инструментами ......................466

Старые бусы.......... 468

Игры с водой, в воде............468

Эти волшебные мыльные пузыри.......468

ГИГИЕНА..................469

О продолжительности сна ..........469

Сои днем..................469

Трудности с засыпанием............470

Ребенок не хочет спать..........471

Как уложить малыша спать.........472

Продолжительность дневного сна......473

Воспитываем собственным примером ...473

Чистота и порядок ................474

Участие малыша в уборке...........475

Купание....................476

Полотенца для ребенка...............478

Ногти..........................478

Умываться и чистить нос ..........479

Зубы и уход за ними .................481

Ближе знакомимся с расческой......487

Зеркало в ванной комнате.........488

Вымыть руки перед едой............488

Тщательно пережевывать пищу.....489

Опрятность при приеме пищи.......489

Сервировать стол покрасивее..........490

Пользоваться салфетками...........491

Не оставляйте пищу на тарелке........491

Со стола убираем вместе .........491

По-прежнему своя посуда.........492

Старый друг ночной горшок ........492

Мыть руки после туалета............493

Про туалетную бумагу............493

Специальное детское сиденье..........494

Когда делать «большие дела»? .......494

Носовой платок это удобно .... 495

После поездки в общественном транспорте ................495

Если кто-то простыл............496

Перед сном не пить много .........497

После улицы ..................497

Обветренная кожа.................498

Обратить внимание на заусенцы .....499

Помыть ноги перед сном ............499

Утром гимнастика и душ.......500

Стирать собственные носки........500

Дома надевать тапочки .............501

Всегда пригодится носовой платочек ...501

Домашняя одежда тоже по сезону ...502

Ухаживать за собственной обувью . 502

Учимся ценить чистоту трудом......503

О правилах гигиены для девочек.....503

О режиме дня................506

Иммунитет и закаливание ............507

Закаливание и рекомендации ......508

Закаливающие процедуры ..........511

ПИТАНИЕ..................518

За столом со всей семьей..............518

Часы приема пищи и расклад калорийности ...........................519

Требования к питанию ребенка.......519

Примерный суточный рацион.....519

Стремиться к сочетаемости продуктов ..520

Не запивать во время еды............521

Объем требуемой ребенку пищи .......521

Одно блюдо не давать дважды вдень ...522

Сырые овощи очень важны ..........523

Тщательное пережевывание пищи......523

Избегать острых блюд и приправ ......524

Хлеб и здесь всему голова ............524

Сезонный дефицит витаминов........524

Консультироваться о постах с... врачом-диетологом ........................525

Блюда на столе у ребенка.............525

Правило относительно сладостей .... 528

Мороженое и иные лакомства .........528

Соблюдать принцип разнообразия .....529

Недельное меню..............529

Объем напитков. Кофе, какао, чай......539

Сбитень .........................540

Жирная пища....................541

Не накладывать «с верхом» ...........541

Когда из принципа «от души» вырастает «медвежья услуга».............542

За едой говорим о еде................542

От еды не отвлекаться.............542

Выход из положения - фрукты........543

Не есть всухомятку и наспех...........544

Пища не домашнего приготовления ....544

Свой вкус, свои пристрастия ..........545

Способ избежать капризов за столом ...546

Привести вес к норме ..........546

Худой ребенок....................547

Некоторые правила приготовления пищи ........................547

Блюда, приготовленные в горшочках ...549

Можно воспользоваться столовым ножом.........................550

Перец, хрен, горчица...............550

Лук и чеснок - в меру.............550

Добавлять сок лимона ..............551

Рассыпчатый рис..................551

Манная каша.....................551

Муку используем разную ...........551

Рецепты некоторых блюд ..........552

ВОСПИТАНИЕ .............565

Воспитать... образ жизни...........565

Отношение к труду ................. 566

Заслужить удовольствие 567

Время для помощи «по хозяйству» . 567

Важен принцип постепенности .568

Всякий труд должен быть поощрен 568

Игра средство воспитания ...568

Своим примером......... 569

Все предмет живые.. 569

Какую помощь может оказать малыш? 569

Воспитать бережливое отношение ... 570

Помним о чувстве меры......571

Последовательность и постоянство . 571

Контакт с воспитателем ... 571

Дисциплинированность 572

Плохое настроение.....572

Ссоры ничего не решают..... 573

Объяснять, объяснять............................ 573

Адекватная реакция на ошибки ....574

Забыть обидные снова.....574

Не делать из малыша вундеркинда .575

Угрозы - это не метод воспитания .... 575

Про обещания........... 576

Следить за своей речью ... 577

Когда ложь защитная реакция ....578

Не путать ложь с фантазированием ... 579

Воспитывая честность, не обманывайте 580

Если ребенок не хочет отвечать ....580

Воспитываем вежливость.. 580

Зачастую общительность - основа благополучия.........583

Хорошее качество самостоятельность .584

Похвала придает уверенности......585

Берем на вооружение и стимул 585

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ .. 586

К врачу обращаться своевременно .. 586

Вызывайте «скорую помощь»......586

Лучше перестраховаться......587

Первые симптомы .. 587

Ртутный термометр .........588

Различные методики измерения температуры тела............ 589

Правильное пользование термометром .590

Нормальные значения температуры тела 590

Повышенная температура тела и учащенное дыхание .........590

Боль.....591

Стул. Частота и характер...... 593

Мочеиспускание ........... 593

Не медлить! .............594

Сыпь весьма грозный признак болезни ......... 594

Детские инфекционные болезни ... 594

Избежать осложнений ........595

При повышенной температуре тела нельзя ............596

ОТ ШЕСТИ ДО СЕМИ ЛЕТ.....597

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ... 597

Готовимся к школе ..... 597

Если ребенку шесть с половиной.....599

Поговорите об этом с учителем ...600

Ребенку требуется поддержка .. 600

Требования к одежде старшего дошкольника ......601

Одевать ребенка полегче .......602

В сорока одежках .......603

В детской комнате ..........603

Пересмотреть игрушки ...........603

Книжки не бывают лишними......604

Стол. Поиграем в «школу».......605

Закрепляем навыки ..............606

Посетить с ребенком школу заранее ..606

Разговаривайте с ребенком.......607

Привести знания ребенка в систему ... 608

Изменения в распорядке дня.......608

Знакомство с будущими одноклассниками ............... 609

Документы для оформления в школу ..609

Честному и общительному легче ... 610

Что приобрести к школе? .....610

Карандаши.........611

Альбом для рисования тоненький.. 612

Склеить два пенала ......... 612

Требования к сменной обуви......612

Долгожданный и волнующий День знаний............. 613

Знакомство с классом, с учителем ..614

Необходимые гигиенические предметы 614

Долго ли провожать ребенка в школу . 615

Школьная дисциплина ...616

Распорядок дня и выполнение заданий. 616

Заранее «собирать» портфель .. 617

Контролируем порядок в портфеле…617

Не оставлять без внимания дурные привычки .................618

Помощь педагогу............. 618

Легкий школьный завтрак.........619

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............619

Что должен уметь ребенок? .... 619

Пополнение словарного запаса.....620

Мальчики, девочки...........621

Совершенствование физических навыков ....................621

Ребенок этого возраста..............622

Осанка, нарушения осанки .........624

ГИГИЕНА..................... 625

Закрепить вновь обретенные навыки ... 625

Обратить внимание на зрение. Правила…626

Еще одна дурная привычка......629

Мебель должна быть подобрана правильно ...............................629

После школы помыть руки.......630

В школе мыть руки ............630

Обращение к школьному медику......631

Смыть пыль с лица.............631

Мыть руки после общения с животными ...........631

Стричь ногти........... 632

Частота купаний..........632

После посещения туалета..........633

Подмывания........... 633

Одежда, обувь............633

Обветренная кожа..........634

Чистить зубы ...........635

Умываться чаще .........635

Своя расческа. Гребешок. Фен ..636

Чаще проветривать комнату .....637

Ежедневная влажная уборка .......637

Продолжительность сна ..............638

Отходя ко сну................638

Не прибегать к помощи снотворных ..639

Регулярно чистить нос, уши ........639

Если образуется серная пробка.......640

Вода попала в ухо...............640

Как промыть глаза...........641

Распорядок дня старшего дошкольника 641

Посуда, место за столом .....642

ПИТАНИЕ..................643

Объем блюд.............643

Часы приема пищи.......644

Не кушать перед самым сном ......644

Пережевывать пищу тщательно .... 645

Приправы, пряности.............645

Свежая зелень ...............646

Не заставлять ребенка есть.........646

Отсутствует аппетит...........646

Полнота не показатель здоровья ....647

Как поднять аппетит? ..............648

Чрезмерный аппетит..............648

Принимаем меры против полноты .....649

Отдавать предпочтение «сезонным» блюдам ..........................652

Не увлекаться мороженым...........652

Меньше жирного летом ............652

Натуральный кофе, крепкий чай ....653

Некоторые правила приготовления овощных салатов...................653

Стремимся к разнообразию........653

Недельное меню для ребенка шести-семи лет..............................654

Если у ребенка избыточный вес......659

Незаменимая часть питания белки ... 664

Жироподобный углеводород - холестерин ......................665

Углеводы - основной источник энергии 666

Если есть склонность к полноте........666

Значение минеральных веществ невозможно переоценить ........... 667

Важнейшие минералы и их источники 667

Не увлекаться соленым ..............669

Витамины.........................669

Витамин А, источники ..............670

Витамин B1, источники .............672

Витамин В2, источники .............673

Витамин РР, источники ..............673

Витамин С, источники, советы.........674

Витамин D.....................676

Витамин В12, источники ..........677

Фолиевая кислота, источники .........677

Витамин В6, источники ..............677

Напитки для ребенка ..............678

Фруктовые и ягодные соки...........688

«Горячая» пища не значит «обжигающая» ..........................689

Запивать ли еду?................689

Желудку пища не представляется сухой 690

Немного о лечебном питании .......690

Нет однообразному питанию.....692

Ребенку, занимающемуся спортом......693

В походе..........................695

ВОСПИТАНИЕ ....................697

Избегать режима жесткого контроля ..697

Не воспитание, а деспотия .........698

Дать шанс .......................698

Каким бы вы хотели видеть ребенка ....698

Создать личность ..................699

Воспитание собственным примером ....699

Чаще прибегать к объяснению........700

Новое это всегда интересно..........701

Научить видеть прекрасное..........701

Брать пример с природы.............702

Вырастить волшебный цветок.......703

Впечатлениями хочется поделиться.....703

Быть может, ваш любимец не святой ..704

Не носить игрушки в школу...........704

Поменялись игрушками ..............705

Маленькие хитрости.................706

Ребенок обманывает.................706

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ...........706

Кашель. Мероприятия ............706

Горчичники. Использование ..........707

Банки............................708

Несколько слов о перцовом пластыре ...709

Ванна горчичная...................710

Как делать горчичные обертывания ....710

Горчичники на икрах..............710

Напомним правило ...............711

Согревающие компрессы, горячий компресс ..........................711

Холодные компрессы (примочки).....712

Грелка Советы по использованию .....713

Когда необходим жгут...............713

В случае кровотечения ..............714

Промыть рану....................714

Наложить повязку...................715

Перевязки.........................715

Необходимость шины..............716

Вводить противостолбнячную сыворотку ...............................716

Частое явление - ушибы........716

Если образовалась гематома . 717

Вывих............................717

Оступился и - растяжение связок.......718

Следовать рекомендациям врача.......718

Если у ребенка постельный режим.......718

При болезни отсутствует аппетит ......719

Горшок или судно..................719

Измерять температуру тела ...........720

При ангине.......................720

При бронхиальной астме .............721

У ребенка бронхит ..................722

Диспепсия .........................723

Отит...........................724

При ринитах ......................725

Уже может быть гайморит............726

Сок каланхоэ......................726

Закапывание в нос или ухо............726

 

(“Настольная книга молодой мамы” Зайцев С. 2003)

Эту книгу Вы можете скачать на www.librus.ru