СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ................5
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА .........5
Готовимся к выписке...........5
Помощь родственников........ 6
Одежда, комплект для пеленания, подгузники ...................6
Помещение для ребенка............8
Кроватка ..................10
Стульчик для малыша ..........11
Сумка это очень удобно .. 12
Если еще не купили кроватку.......12
Матрас, одеяльце ..... 12
Требования к одежде.......13
Стирка, глажение..........13
Пеленальный столик............14
Избегаем лишних контактов ......... 15
Помнить об опасности инфекции ...15
Животные, комнатные растения ..16
Проветриваем комнату малыша .......16
Контролировать температуру и влажность воздуха...................17
Важное условие тишина..........17
Коляска ..........................17
Спальный мешок ...................19
Инфекцию держим на расстоянии.......19
Остригаем ногти....................20
Рекомендации, требующие соблюдения ..20
Медицинское обеспечение............22
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ......................23
Характер формируется с первых дней общения.......................23
Ни один вопрос не останется без ответа ..24
Взвешивание малыша.............24
Новорожденный на руках .............25
Крик малыша ......................25
Боремся с явлениями метеоризма......27
Утоление жажды................27
Мочеиспускания, стул.................28
Потничка......................28
Динамика веса и роста .....29
Состояние пупка.............29
Оценка развития ребенка ...........30
Слух ребенка ................30
Зрение......................31
Осязание ......................32
Следим за состоянием стула...........32
Срыгивание....................33
Отличать срыгивание от рвоты.........33
Очень важное правило..............33
Донимает икота?...............34
Профилактика опрелостей..........34
Что такое струпики? .............35
Меняем положение малыша..........36
Повышение активности ребенка, посещения врача ....................36
Ногти остригать регулярно.........37
Динамика кривой веса ...........37
Физическая активность малыша ...38
Малыш тянет руки ко рту.......38
Быть начеку! ............39
Воспитание начинается с «младых ногтей» ...................39
Очередная оценка успехов..........40
Игрушки..................40
Покой, еще раз покой..................41
ГИГИЕНА................. 42
Гигиенические мероприятия, первая прививка ................... 42
Состояние пупочной ранки и купания ... 42
Про соску-пустышку ..............43
Выбор матрасика. Нужна ли подушка? ..44
Не кутать малыша...............44
Купаем ребенка...............45
Обязательно прочищать нос и ушки ....47
Купать ребенка вдвоем...........47
Ванночка и советы практичной мамы ....48
Что нужно для купания? .............48
Другие водные процедуры............49
Порядок на пеленальном столике.....50
Одежда, пеленание, пеленки............51
Установить распорядок дня............52
Когда можно начать принимать гостей? ..54
Помощь маме ......................55
Знать телефон педиатра и патронажной сестры ...........................55
Отправляемся на первую прогулку ......55
Предосторожности относительно соски ..57
Прогулка на прогулочной коляске ......57
Распорядок дня постепенно меняется ....57
Ночь или день? ......................58
Не забываем открывать форточку.......59
Закаливание воздухом ..............59
Закаливание солнечными лучами .......59
В жаркие дни........................61
Бутылочка с водой ..................61
Для ребенка поцелуй взрослого риск ...62
Новые изменения в распорядке.........62
Промывания глаз ...................62
Следим за ногтями............. 63
Закладываем фундамент здоровья . 63
Содержать игрушки в чистоте..........64
Продолжительность прогулок..........64
Массаж и гимнастика.................64
ПИТАНИЕ .......................66
Преимущества грудного вскармливания ..66
В первые несколько часов ............68
Начало лактации.....................68
Место для кормления малыша .........69
К кормлению нужно готовиться ........69
Маска из марли......................70
Маме и малышу должно быть удобно ... 70
«Сосательный» рефлекс ..............71
Спокойствие и терпение мамы........71
Несколько важных рекомендаций.......72
Кормления и прибывание в груди молока ............................73
Еще одно правило .........73
Утоление жажды и голода.......73
Режим кормления на первом месяце .....74
Как избежать возникновения трещин? .. 74
После еды - покой...........75
Сколько молока съедает малыш ...75
Продолжительность кормлений ....76
Все вопросы к врачу ........ 76
Если ребенок ослабленный....76
Плоские соски................77
Всегда хранить спокойствие . 77
Научиться управлять организмом......78
Золотое правило...............78
Если не удается обойтись без докармливания .....................79
Кушает активно или вяло......79
После кормления можно взвесить малыша ...............80
Очень важный витамин ........80
Несколько слов про сцеживание молока ..81
Малыш кушает и вдруг... в крик ....81
Вода для утоления жажды ..........82
Отвары для утоления жажды .......83
Взвешивание ребенка и режим питания ..84
Ночное кормление..............85
Постепенный отказ от кормления ночью 86
Малыш проспал очередное кормление ..86
Ребенок съедает все больше ..... 86
Кто должен определять распорядок кормлений? .....................87
Питание кормящей мамы............88
Отчего следует отказаться? .........89
Разнообразим меню ребенка ........90
Приготовление соков...............93
Пюре из фруктов ........95
Приготовление фруктовых пюре........96
Не хранить пюре долго............97
О прикармливании и искусственном питании............................97
Прикорм ..................98
Требования к детской посуде и соске ....99
Как прокалывать соски?.............100
Специальное ответвление.........100
Бутылочки и соски должны быть чистыми.................101
Правильное хранение молочных смесей 102
Как приготовить смесь в дороге ...102
Выбрать смесь поможет педиатр.......103
Когда у мамы нет молока...........103
Опытные мамы советуют...........104
Контроль за температурой питания.....105
Чтобы малыш не заглатывал воздух .105
Малыш кушает на руках или лежа в кроватке ....................106
Удалять остатки молока с лица ребенка .107
Имеет значение аппетит...........108
Возможные нарушения режима кормления ..............108
Следим за состоянием соски..........109
Молочные смеси.............110
Во всем следовать инструкциям ..... 111
О мерной ложечке............112
Распорядок питания тот же..........113
Объем питания при смешанном и искусственном вскармливании ............113
Малыш съедает сколько нужно.......114
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ..... 114
Не спешите огорчаться .....114
Если глаза постоянно слезятся.....115
Может быть конъюнктивит...........115
Это потница..................116
У ребенка опрелости ...............116
Рвота ..........................117
В каком состоянии пупочная ранка? ...117
Профилактические прививки..........118
Водянка яичка ...............119
Вовремя перепеленать малыша..... 119
Чихание и простуда................ 120
Раздражение кожи возле носа..........121
Отит......................121
Греть при насморке нос...........122
Протаргол, ромашка, морская соль ....122
Иногда ребенку нужно больше пить ....123
Пиодермия.....................124
Диатез экссудативный................125
Врожденный вывих бедра .........127
ОТ ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА .129
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА .........129
Требования к одежде..............129
Кроватка .......................129
Про матрасик .....................130
Одеяльце ........................130
Опасность сквозняков...............130
Предметы могут быть опасными......131
Соблюдать в доме порядок .......... 131
Не гулять в ветреную погоду..........132
Если малыш сбрасывает одеяло.......132
Сшейте спальный мешок ...........133
Регулярные контакты с педиатром .....133
Игрушки - это архиважно..........133
Не оставлять ребенка без присмотра ....135
Картинки..........................136
Заводные игрушки............136
Не давать слишком много игрушек.....136
В качестве игрушек..................137
Содержим игрушки в чистоте......... 137
Стульчик для малыша .............138
Курточка, пальтецо, шубка ...........138
Помним об опасностях...............139
Детский горшок....................139
Нужная вещь - манежик..............139
Угол для прогулок................140
По законам физики................ 140
Фланелевые штаны...............141
Царапины и ссадины - это почти норма .141
Гардероб разнообразится............ 141
Новые навыки.....................142
Избегать мест скопления людей........142
Кожаная обувь....................142
Место, где ребенок учится ходить......143
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ..........143
Контролируем вес................143
Каков мир на вкус? ...........144
Первая вредная привычка............144
Пробуем отучить малыша от соски.....145
Ребенок перепутал день и ночь ......146
Не раздражаться................147
Правильно держать малыша......147
Попытки садиться.................148
Больше двигаться .........1.48
Менять положение малыша........ 149
Оцениваем психофизическое развитие . 149
С малышом нужно заниматься......150
Ребенок лепечет .................150
Разговаривайте с малышом ......151
Приучать ребенка к чашке........151
Соблюдение распорядка дня........152
Вес должен удвоиться ............ 152
Ежесуточная прибавка в весе........153
Начало периода подражания.........153
Во время сна раскрыт ротик? ......154
Прорезаются первые зубки..........154
Минеральные вещества, витамины, солнечные ванны...................155
Повышенное слюноотделение .........155
Проблемы, связанные с прорезыванием зубов................156
Начинаем садиться .............156
Не причинить травмы...............157
Ребенку нужен покой .............157
Не нарушать режим, не устраивать шумных игр..........................158
Ночной сон .....................159
Возможные причины крика.........159
Маленькая индивидуальность........160
Вес малыша......................160
Резцы снизу......................161
Очередная оценка развития ..........161
Продолжаем воспитание ребенка.......162
Вес в конце восьмого месяца ..........162
Кривые ножки? .....................162
Не форсировать процесс .............163
Малыш ползает .................163
Первый жизненный опыт........163
Дальнейшее воспитание...........164
Игрушки, предметы ...............165
Не баловать детей .................166
Учимся говорить...................166
Ребенок в восемь месяцев умеет.........167
Пуговицы на нитке...............167
Приучаемся к горшку..............167
Попытки вставать на ноги...........168
Игры, игрушки ..................169
Практические навыки............169
Динамика веса................170
Все новые зубки .............170
Запоздание в прорезывании зубов и рахит .......................171
Что умеет малыш ............171
Страхи малыша ................172
Не пугать малыша в «воспитательных» целях............ 173
Шесть зубов ..................174
Когда можно начинать чистить зубы 174
Прибавка в весе, рост ..............174
Что мы умеем в одиннадцать месяцев? .. 175
Утраиваем вес....................175
Делаем первые шаги, а может уже и ходим .............. 175
Все ли нормально с тазобедренным суставом? ...............176
Влияние перенесенных болезней ......177
Привыкаем к горшку ................177
Зубов уже двенадцать................179
Неужели у малыша плоская стопа?.....179
Психофизическое развитие........179
Опасность травмы................180
ГИГИЕНА....................180
Напомним о важном................180
Кто-то из близких простудился.....181
Не следует забывать о себе...........182
Микробы на руках малыша........182
Движение, движение.................183
Менять положение во время сна .....183
Физические упражнения, массаж......184
Не кутать малыша.................185
Распорядок соблюдать неукоснительно 185
У мамы тоже распорядок..........186
Одежда.........................186
Массаж, физические упражнения ......187
Малыш нуждается в здоровой обстановке ............................188
Массаж, новые физические упражнения 189
Сон.....................190
Несколько причин потливости.......191
Следим за температурой воздуха в комнате, проветриваем..................191
Исключить рахит....................192
Режим дня ........................192
Ночной сон .....................193
Посещаем педиатра................193
Воду и молоко - кипятить ...........193
Мухи, прочие насекомые .............194
Болезнь проще не допустить, чем лечить ..................194
Не медлить с вызовом доктора .....195
Приучаемся к горшку ...............196
Место, где «чисто ползать» ...........196
Сетки в окнах .....................198
Важная услуга бытовой техники .......198
Настороже относительно травм........199
Изменения в периодичности отхождения стула......................199
Следить за чистотой наружных половых органов.........................199
С тактом, но настойчиво..........200
Интересное выражение «а-а!»...... 201
Горшок на полу ................. 201
С солнышком на «вы»..............201
Суточная продолжительность сна .... 202
Купание больше чем удовольствие ... 202
Комплекс упражнений и массажа 204
Чтобы не развилось плоскостопие . 205
Малыш тянет предмет в рот ...206
Опасная привычка грызть ногти.....206
Малыш просится на горшок......207
Продолжительность сна сокращается .207
Прогулки........... 207
Соринка попала в глаз......... 208
Еще о прогулках ....... 208
Форточки должны «работать» . ,209
Температурный режим .209
Продолжительность сна в сутки ...210
Опасность кишечных инфекций ....210
Простейшие гигиенические навыки 211
Есть такие семьи.......212
Питание........ 212
Контролируем объем съедаемой пищи . 212
Желток куриного яйца....... 213
Время введения первого прикорма ...213
Можно давать творог .......214
Уже даете малышу овощной прикорм ...215
Пюре из картофеля ....215
Пюре из моркови......216
Смешанное овощное пюре........216
Рацион малыша...............217
Советы относительно введения новых блюд....................217
Варим овощной суп............218
Количество прикорма возрастает.....219
Требования к блюдам прикорма и их введению в рацион ................219
Готовые пюре ....................221
Сухие питательные фруктово-овощные смеси.....................222
Лучше готовить самим..............222
Обращаем внимание на этикетки.......222
Меню расширяется ................223
Специальная детская посуда .......223
Прикорм ....................224
Пробуем блюда второго прикорма ....225
Малышу понравятся смешанные каши ..225
Переход на режим пятиразового кормления ..........................226
Меню ребенка на искусственном вскармливании 227
Малышу на искусственном вскармливании ..................227
Приготовление каш ..............228
Пробуем мясной бульон.............229
С семи месяцев мясо...........230
Мясные консервы................230
Печенка в виде пюре...............231
Принцип разнообразия.......232
Фарш, пюре, котлеты.............232
Продолжаем давать мясной бульон ....232
Мясное пюре, суфле из курицы .......233
Меню семимесячного малыша .......234
Меню ребенка на искусственном вскармливании ........................235
Зимой витамин D.............235
Третий прикорм ...............235
Сухарик, сухая булка........ 236
Кормление грудью утром и вечером ..237
Задействуем принцип постепенности . 237
Относительно колбасных изделий ...238
Используем все новые продукты .... 239
Каши на цельном молоке .......239
Изменяется время кормлений ......240
Еще одно замещение прикормом .... 241
Ребенок пьет из чашки.............241
Кушаем бутерброд .......241
Меню к году жизни ...... 242
Режим кормления четырехразовый ...242
Причины отказа от еды ....242
Нельзя перекармливать малыша.....243
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ........243
Диатез экссудативный............243
Проявления рахита .......244
Питание ребенка при рахите ......245
Здоровье мамы и малыша .........246
Создать малышу хорошие условия ....246
Понос у малыша ...........247
Если рвота и понос неоднократные ....247
У ребенка запор..................248
Пупочная грыжа...............250
Молочница болезнь грибковой природы .................252
Неопущение яичек ..............252
Появление ссадин и царапин не удивительно .......................253
Оглянулся и недоглядел..............254
Укусы ос, пчел....................254
ОТ ГОДА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ........255
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА............255
Игрушек прибавилось................255
Не оставлять малыша без присмотра ...255
Малыш пугается некоторых предметов 258
Возможна боязнь купаний ............258
«Свет мой зеркальце, скажи...»........259
Отношение к манежику ............259
Идти на контакт привилегия ребенка ..259
Окружающий мир, общение..........260
Одежда ребенка.....................261
Просушка одежды, обуви ...........263
Не торчат ли из-под одеяльца пятки? .. 263
Стирка детского белья 263
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.......................264
Темпы роста замедляются ............264
Три периода.......................264
Запоминаем новые слова............265
Представление о мире .............265
Вокруг так много интересного........266
Премудрости ходьбы ................266
Справляться с трудностями самостоятельно .............................267
Быть настороже...................267
Держась за коляску...................268
Обретаем новые навыки.............268
Малыш все понимает..............268
Ложку нужно изучить..............269
Игра за столом дурная привычка ....269
Чем занят период бодрствования? 270
Малыша тянет к воде .. 271
Песок вещь незаменимая ... 271
Животные......... 272
Игрушки, соответствующие возрасту ..273
Следить за собой ..... 274
Ребенок все более подвижен .... 274
Любопытство не порок........ 274
Учимся строить фразы............275
Возможные трудности в произношении 275
Будьте терпеливы ............. 276
Для всякой науки необходимо время .. 276
Общительность малыша ........277
Ребенок уже бегает .............277
Малыш подражает близким......278
Книжки с рисунками...............278
Начинается время вопросов 278
До трехсот слов............ 279
Агрессивность .......279
Дети любят музыку ..........280
Приучать малыша к опрятности ... 281
Новые практические навыки.....281
Положа руку на сердце ... 282
Истерики............282
Ребенок все ловчее ... 284
Осваиваем велосипед, педальную машину .......................285
Игры с кубиками ...............285
Рисуем ...........286
Лепим....................286
Не забываем про подвижные игры ....287
Психическое развитие..............287
Двадцать зубов ................288
Простенькие сказки.............290
Развиваются мышление и фантазия ....291
Телепередачи смотрим дозированно ...291
Малыш становится самостоятельнее .. .292
ГИГИЕНА...................292
Ухаживаем за зубами ............292
Не подавать ребенку дурной пример . 295
Причесываемся ........296
Гребешок, мягкая щетка, мытье головы 296
Остригать ногти ............297
Разные причины зуда .........297
Суточная продолжительность сна .. 297
Пеленки еще пригодятся .........298
Дневной сон................298
Перед сном на горшок ..........299
Малыш за столом...........299
Регулярность в «отношениях» с горшком ..................302
Малыш пользуется туалетом для взрослых .....................302
Туалетная бумага............ 303
Обязательное подмывание .......303
«По-маленькому».................303
Ежедневные купания ............304
Набор полотенец, мытье рук........305
Мыло содержать в порядке.......306
Требования к одежде .............306
Отношение малыша к одежде и обуви ...307
Спать в пижаме ..... 308
О подушке и кроватке ........309
Сон на прогулке...........310
Прогревать постель...............310
Возможные трудности с засыпанием ...311
Малыш боится темноты.......313
Снятся кошмары ..............314
Если у ребенка ночное недержание мочи 315
Выдерживаем распорядок дня.......316
Зрение беречь с детства.........317
Детские ножницы .................319
Обратить внимание на слух.........320
Выделения серы...............320
Если возникнет серная пробка.......321
Пуговка в ухе............... 322
Беречь уши от попадания воды ........323
Дырочка в барабанной перепонке ... 324
Массаж барабанных перепонок..... 324
Нос и носовое дыхание...........325
У ребенка насморк............326
Слуховая труба и ее функции......327
Продувание слуховой трубы .... 328
Если малыш во время сна дышит ртом ..328
Место для закаливающих процедур ... 329
ПИТАНИЕ..................331
Кормление четырехразовое ...... 331
Рацион ребенка ...............332
Мясо, мясные изделия, рыба .........333
Овощи .....................333
Молоко, молочные продукты......334
Фрукты, ягоды............... 335
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ.........336
Врач осмотрит ребенка...........336
Повышенная температура тела .......337
Измерение температуры тела..........338
Небные миндалины, аденоидные разращения .......................339
Техника промывания носа и носоглотки ..........................343
Раствор протаргола.............345
Нарушение слуха из-за аденоидов .....346
Малыш пожаловался на ушко......347
Согревающие компрессы ............347
Лечение назначит ЛОР-врач .........348
При одностороннем нарушении слуха 349
Питание во время болезни ..... 349
Стоматит ...................350
Полоскания..................351
Опасное заболевание ларингит .......352
Ангина заболевание всего организма ..354
Если простуда осложнилась бронхитом 355
Народные средства, фитолечение......356
Про солнечный удар................363
Термические ожоги................364
Отморожения...................365
Инородное тело гортани ............365
Травма глаз...................366
При носовых кровотечениях...........367
Помощь при кровотечениях.........368
Неприятная вещь - занозы..........369
Укус змеи........................370
Давать ребенку только качественную пищу ............371
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ ..373
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА......373
Мир становится доступнее .........373
Разложить впечатления по полочкам ...374
Соблюдать осторожность........ 376
Кровать для ребенка........... 376
Постель в опрятном виде .379
Спать в привычной обстановке . 380
Игрушки становятся сложнее...381
Все больше книг......381
Телевидение ..........383
Значение музыки..........384
Радиоприемник и проигрыватель......385
Подарок по возрасту......386
Все новые предметы ..........386
Первые спортивные снаряды......387
Велосипед................389
Место для интеллектуальных занятий .. 389
Вредные привычки родителей 390
Разборки в присутствии малыша.....392
Детский сад. Решение вопроса.... 392
Готов ли ребенок посещать детский сад.................393
Контактность малыша ........394
Готовимся к детскому саду.......395
Момент первого расставания ......396
Привыкаем к детскому саду ........397
Забирать ребенка из сада вовремя .399
Понаблюдайте за малышом через окно . 399
Кому водить ребенка в сад?........399
Обещания надо исполнять .........400
Выбирать одежду вместе..........400
Одежда для ребенка ..........401
Про статическое электричество .....402
Одежда с пуговицами........402
Сложная наука завязывание шнурков 402
Ухаживаем за одеждой и обувью .... 403
Все детское хранить отдельно......403
Гигиенический набор для малыша .....404
Зеркало на удобной высоте .....404
Собственная посуда это приятно .....404
Место за столом постоянное ...405
Учимся пользоваться туалетом.......405
Выключатели для ребенка .. 406
Ребенок делает выбор...........406
Требования к отдельной детской комнате .........407
Второй ребенок в семье..........408
Второй ребенок другого пола ......413
Расширение кругозора .............414
Дети должны знать друг друга.......414
Берем ребенка в путешествие ........415
Идем в ресторан...............416
На самолете ............417
Ребенку хочется двигаться..........418
В своем авто.......... 418
Малыша «мутит»..............419
Переезд на новую квартиру .....420
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.......... 421
Ребенок быстро меняется внешне.....421
Делаем измерения два раза в год .. 422
Активное развитие мышечной системы .422
Быстро развивается костная ткань ....423
Весь комплект молочных зубов ..423
Гармоническое развитие в движении ..424
Здоровье и физическое развитие ..424
Психическое развитие и взросление .. 425
Меняется характер...... 425
Речь..................426
Обогащаем запас слов.........427
При сложностях с произношением к логопеду.............. 427
Как ребенок слышит, так и говорит ..427
Свое место в обществе ........ 428
Отношение к ребенку соответственно возрасту ....................428
Навыки.............429
Можно договориться.......430
Критическая оценка себя .........430
«Интеллектуальная губка» .......431
Игрушки все еще очень важны ......432
Принимаем активное участие в играх ...433
Ролевые игры................ 434
Самостоятельные игры.......... 434
«Живые» куклы................435
Посещение детского театра ..........435
Цирк................436
Папин фильмоскоп и диафильмы .... 436
Пластилин......................437
Лепим из глины.................438
Общение с животными воспитывает ....438
Подводный мир в миниатюре......439
Вы очень вырастете в глазах ребенка ..440
Раздвигать кругозор.............441
Подвижные игры ........441
Волшебный мир сказок........ 441
Мир растений.............442
«Живая» поэзия...............443
Воспитать утонченную натуру ........443
В гости к другу ....... 444
Кому интересно, кому приятно 445
Игры должны чередоваться .......446
Ребенок взрослеет.......... 446
Становимся личностью ........ 447
В поиске идеала..... 448
Любознательность ребенка ... 448
Вопросы, которых не избежать .... 449
Не принимать фантазии за ложь......450
Здоровый ребенок шумный ребенок ..451
Можно позволить известную самостоятельность .................451
Не делать из ребенка божка.........452
Помним, что ребенок непоседа .....452
Про индивидуальный подход .......454
Психическое развитие в четыре года .. 454
Психическое развитие в пять лет.....455
Что умеет ребенок в четыре года? .. 456
Что умеет ребенок в пять лет? 457
Если ребенок немного отстает ..458
Нагрузку увеличивать постепенно . 459
Избегать некоторых игр........459
Тревожная обстановка в семье........460
Ночные кошмары............460
Ночное недержание мочи..........461
В просторечии лунатизм ......462
Можно начинать приобщать ребенка к спорту.................463
Бранное слово.............464
Новые навыки...............465
Рисуем акварельными красками........466
Пользуемся простейшими инструментами ......................466
Старые бусы.......... 468
Игры с водой, в воде............468
Эти волшебные мыльные пузыри.......468
ГИГИЕНА..................469
О продолжительности сна ..........469
Сои днем..................469
Трудности с засыпанием............470
Ребенок не хочет спать..........471
Как уложить малыша спать.........472
Продолжительность дневного сна......473
Воспитываем собственным примером ...473
Чистота и порядок ................474
Участие малыша в уборке...........475
Купание....................476
Полотенца для ребенка...............478
Ногти..........................478
Умываться и чистить нос ..........479
Зубы и уход за ними .................481
Ближе знакомимся с расческой......487
Зеркало в ванной комнате.........488
Вымыть руки перед едой............488
Тщательно пережевывать пищу.....489
Опрятность при приеме пищи.......489
Сервировать стол покрасивее..........490
Пользоваться салфетками...........491
Не оставляйте пищу на тарелке........491
Со стола убираем вместе .........491
По-прежнему своя посуда.........492
Старый друг ночной горшок ........492
Мыть руки после туалета............493
Про туалетную бумагу............493
Специальное детское сиденье..........494
Когда делать «большие дела»? .......494
Носовой платок это удобно .... 495
После поездки в общественном транспорте ................495
Если кто-то простыл............496
Перед сном не пить много .........497
После улицы ..................497
Обветренная кожа.................498
Обратить внимание на заусенцы .....499
Помыть ноги перед сном ............499
Утром гимнастика и душ.......500
Стирать собственные носки........500
Дома надевать тапочки .............501
Всегда пригодится носовой платочек ...501
Домашняя одежда тоже по сезону ...502
Ухаживать за собственной обувью . 502
Учимся ценить чистоту трудом......503
О правилах гигиены для девочек.....503
О режиме дня................506
Иммунитет и закаливание ............507
Закаливание и рекомендации ......508
Закаливающие процедуры ..........511
ПИТАНИЕ..................518
За столом со всей семьей..............518
Часы приема пищи и расклад калорийности ...........................519
Требования к питанию ребенка.......519
Примерный суточный рацион.....519
Стремиться к сочетаемости продуктов ..520
Не запивать во время еды............521
Объем требуемой ребенку пищи .......521
Одно блюдо не давать дважды вдень ...522
Сырые овощи очень важны ..........523
Тщательное пережевывание пищи......523
Избегать острых блюд и приправ ......524
Хлеб и здесь всему голова ............524
Сезонный дефицит витаминов........524
Консультироваться о постах с... врачом-диетологом ........................525
Блюда на столе у ребенка.............525
Правило относительно сладостей .... 528
Мороженое и иные лакомства .........528
Соблюдать принцип разнообразия .....529
Недельное меню..............529
Объем напитков. Кофе, какао, чай......539
Сбитень .........................540
Жирная пища....................541
Не накладывать «с верхом» ...........541
Когда из принципа «от души» вырастает «медвежья услуга».............542
За едой говорим о еде................542
От еды не отвлекаться.............542
Выход из положения - фрукты........543
Не есть всухомятку и наспех...........544
Пища не домашнего приготовления ....544
Свой вкус, свои пристрастия ..........545
Способ избежать капризов за столом ...546
Привести вес к норме ..........546
Худой ребенок....................547
Некоторые правила приготовления пищи ........................547
Блюда, приготовленные в горшочках ...549
Можно воспользоваться столовым ножом.........................550
Перец, хрен, горчица...............550
Лук и чеснок - в меру.............550
Добавлять сок лимона ..............551
Рассыпчатый рис..................551
Манная каша.....................551
Муку используем разную ...........551
Рецепты некоторых блюд ..........552
ВОСПИТАНИЕ .............565
Воспитать... образ жизни...........565
Отношение к труду ................. 566
Заслужить удовольствие 567
Время для помощи «по хозяйству» . 567
Важен принцип постепенности .568
Всякий труд должен быть поощрен 568
Игра средство воспитания ...568
Своим примером......... 569
Все предмет живые.. 569
Какую помощь может оказать малыш? 569
Воспитать бережливое отношение ... 570
Помним о чувстве меры......571
Последовательность и постоянство . 571
Контакт с воспитателем ... 571
Дисциплинированность 572
Плохое настроение.....572
Ссоры ничего не решают..... 573
Объяснять, объяснять............................ 573
Адекватная реакция на ошибки ....574
Забыть обидные снова.....574
Не делать из малыша вундеркинда .575
Угрозы - это не метод воспитания .... 575
Про обещания........... 576
Следить за своей речью ... 577
Когда ложь защитная реакция ....578
Не путать ложь с фантазированием ... 579
Воспитывая честность, не обманывайте 580
Если ребенок не хочет отвечать ....580
Воспитываем вежливость.. 580
Зачастую общительность - основа благополучия.........583
Хорошее качество самостоятельность .584
Похвала придает уверенности......585
Берем на вооружение и стимул 585
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ .. 586
К врачу обращаться своевременно .. 586
Вызывайте «скорую помощь»......586
Лучше перестраховаться......587
Первые симптомы .. 587
Ртутный термометр .........588
Различные методики измерения температуры тела............ 589
Правильное пользование термометром .590
Нормальные значения температуры тела 590
Повышенная температура тела и учащенное дыхание .........590
Боль.....591
Стул. Частота и характер...... 593
Мочеиспускание ........... 593
Не медлить! .............594
Сыпь весьма грозный признак болезни ......... 594
Детские инфекционные болезни ... 594
Избежать осложнений ........595
При повышенной температуре тела нельзя ............596
ОТ ШЕСТИ ДО СЕМИ ЛЕТ.....597
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ... 597
Готовимся к школе ..... 597
Если ребенку шесть с половиной.....599
Поговорите об этом с учителем ...600
Ребенку требуется поддержка .. 600
Требования к одежде старшего дошкольника ......601
Одевать ребенка полегче .......602
В сорока одежках .......603
В детской комнате ..........603
Пересмотреть игрушки ...........603
Книжки не бывают лишними......604
Стол. Поиграем в «школу».......605
Закрепляем навыки ..............606
Посетить с ребенком школу заранее ..606
Разговаривайте с ребенком.......607
Привести знания ребенка в систему ... 608
Изменения в распорядке дня.......608
Знакомство с будущими одноклассниками ............... 609
Документы для оформления в школу ..609
Честному и общительному легче ... 610
Что приобрести к школе? .....610
Карандаши.........611
Альбом для рисования тоненький.. 612
Склеить два пенала ......... 612
Требования к сменной обуви......612
Долгожданный и волнующий День знаний............. 613
Знакомство с классом, с учителем ..614
Необходимые гигиенические предметы 614
Долго ли провожать ребенка в школу . 615
Школьная дисциплина ...616
Распорядок дня и выполнение заданий. 616
Заранее «собирать» портфель .. 617
Контролируем порядок в портфеле…617
Не оставлять без внимания дурные привычки .................618
Помощь педагогу............. 618
Легкий школьный завтрак.........619
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............619
Что должен уметь ребенок? .... 619
Пополнение словарного запаса.....620
Мальчики, девочки...........621
Совершенствование физических навыков ....................621
Ребенок этого возраста..............622
Осанка, нарушения осанки .........624
ГИГИЕНА..................... 625
Закрепить вновь обретенные навыки ... 625
Обратить внимание на зрение. Правила…626
Еще одна дурная привычка......629
Мебель должна быть подобрана правильно ...............................629
После школы помыть руки.......630
В школе мыть руки ............630
Обращение к школьному медику......631
Смыть пыль с лица.............631
Мыть руки после общения с животными ...........631
Стричь ногти........... 632
Частота купаний..........632
После посещения туалета..........633
Подмывания........... 633
Одежда, обувь............633
Обветренная кожа..........634
Чистить зубы ...........635
Умываться чаще .........635
Своя расческа. Гребешок. Фен ..636
Чаще проветривать комнату .....637
Ежедневная влажная уборка .......637
Продолжительность сна ..............638
Отходя ко сну................638
Не прибегать к помощи снотворных ..639
Регулярно чистить нос, уши ........639
Если образуется серная пробка.......640
Вода попала в ухо...............640
Как промыть глаза...........641
Распорядок дня старшего дошкольника 641
Посуда, место за столом .....642
ПИТАНИЕ..................643
Объем блюд.............643
Часы приема пищи.......644
Не кушать перед самым сном ......644
Пережевывать пищу тщательно .... 645
Приправы, пряности.............645
Свежая зелень ...............646
Не заставлять ребенка есть.........646
Отсутствует аппетит...........646
Полнота не показатель здоровья ....647
Как поднять аппетит? ..............648
Чрезмерный аппетит..............648
Принимаем меры против полноты .....649
Отдавать предпочтение «сезонным» блюдам ..........................652
Не увлекаться мороженым...........652
Меньше жирного летом ............652
Натуральный кофе, крепкий чай ....653
Некоторые правила приготовления овощных салатов...................653
Стремимся к разнообразию........653
Недельное меню для ребенка шести-семи лет..............................654
Если у ребенка избыточный вес......659
Незаменимая часть питания белки ... 664
Жироподобный углеводород - холестерин ......................665
Углеводы - основной источник энергии 666
Если есть склонность к полноте........666
Значение минеральных веществ невозможно переоценить ........... 667
Важнейшие минералы и их источники 667
Не увлекаться соленым ..............669
Витамины.........................669
Витамин А, источники ..............670
Витамин B1, источники .............672
Витамин В2, источники .............673
Витамин РР, источники ..............673
Витамин С, источники, советы.........674
Витамин D.....................676
Витамин В12, источники ..........677
Фолиевая кислота, источники .........677
Витамин В6, источники ..............677
Напитки для ребенка ..............678
Фруктовые и ягодные соки...........688
«Горячая» пища не значит «обжигающая» ..........................689
Запивать ли еду?................689
Желудку пища не представляется сухой 690
Немного о лечебном питании .......690
Нет однообразному питанию.....692
Ребенку, занимающемуся спортом......693
В походе..........................695
ВОСПИТАНИЕ ....................697
Избегать режима жесткого контроля ..697
Не воспитание, а деспотия .........698
Дать шанс .......................698
Каким бы вы хотели видеть ребенка ....698
Создать личность ..................699
Воспитание собственным примером ....699
Чаще прибегать к объяснению........700
Новое это всегда интересно..........701
Научить видеть прекрасное..........701
Брать пример с природы.............702
Вырастить волшебный цветок.......703
Впечатлениями хочется поделиться.....703
Быть может, ваш любимец не святой ..704
Не носить игрушки в школу...........704
Поменялись игрушками ..............705
Маленькие хитрости.................706
Ребенок обманывает.................706
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ...........706
Кашель. Мероприятия ............706
Горчичники. Использование ..........707
Банки............................708
Несколько слов о перцовом пластыре ...709
Ванна горчичная...................710
Как делать горчичные обертывания ....710
Горчичники на икрах..............710
Напомним правило ...............711
Согревающие компрессы, горячий компресс ..........................711
Холодные компрессы (примочки).....712
Грелка Советы по использованию .....713
Когда необходим жгут...............713
В случае кровотечения ..............714
Промыть рану....................714
Наложить повязку...................715
Перевязки.........................715
Необходимость шины..............716
Вводить противостолбнячную сыворотку ...............................716
Частое явление - ушибы........716
Если образовалась гематома . 717
Вывих............................717
Оступился и - растяжение связок.......718
Следовать рекомендациям врача.......718
Если у ребенка постельный режим.......718
При болезни отсутствует аппетит ......719
Горшок или судно..................719
Измерять температуру тела ...........720
При ангине.......................720
При бронхиальной астме .............721
У ребенка бронхит ..................722
Диспепсия .........................723
Отит...........................724
При ринитах ......................725
Уже может быть гайморит............726
Сок каланхоэ......................726
Закапывание в нос или ухо............726
(“Настольная книга молодой мамы” Зайцев С. 2003)
Эту книгу Вы можете скачать на www.librus.ru