Содержание

Содержание

От авторов...................................................................................................1

Как с нами связаться?........................................................................................8

Введение.....................................................................................................9

Глава 1. Теория, необходимая начинающим ……………………………17

1.1. Основные понятия музыкальной грамоты...............................................17

1.1.1. Нотное письмо......................................................................................18

1.1.2. Метр, размер, такт, темп, ритм..........................................................21

1.1.3. Лад и тональность................................................................................25

Мажорный лад............................................................................................26

Минорный лад............................................................................................27

1.1.4. Интервалы.............................................................................................28

1.2. Аккорды.......................................................................................................31

1.2.1. Трезвучия...............................................................................................32

1.2.2. Обращения трезвучий..........................................................................34

1.2.3. Трезвучия с секстой.............................................................................35

1.2.4. Септаккорды.........................................................................................36

1.2.5. Обращения септаккордов....................................................................39

1.2.6. Нонаккорды.........................................................................................40

1.2.7. Аккорды с задержанием......................................................................40

1.2.8. Другие аккорды....................................................................................41

1.3. Примеры последовательностей аккордов................................................42

1.3.1. Последовательности для До мажора.................................................42

1.3.2. Последовательности для ля минора...................................................43

1.3.3. Блюзовые последовательности..........................................................44

Блюзовые последовательности для До мажора......................................45

Блюзовые последовательности для ля минора.........................................45

1.4. Настройка гитары.......................................................................................45

1.5. Табулятура и аппликатура..........................................................................47

1.6. Сущность наиболее распространенных гитарных эффектов.................50

1.6.1. Вибрато..................................................................................................51

Амплитудное вибрато и тремоло..............................................................52

Частотное вибрато......................................................................................53

Тембровое вибрато.....................................................................................53

1.6.2. Эффекты, основанные на задержке сигнала.....................................54

Дилэй...........................................................................................................54

Флэнжер и фэйзер......................................................................................56

Хорус............................................................................................................58

Реверберация...............................................................................................59

1.6.3. Дистошн................................................................................................63

1.7. Сущность наиболее важных обработок...................................................64

1.7.1. Частотная фильтрация.........................................................................64

1.7.2. Динамическая обработка.....................................................................68

1.8. Ориентировочный порядок включения эффектов и обработок...........72

Глава 2. Работа с нотами, виртуальным грифом и табулатурами

в Cakewalk SONAR......................................................................75

2.1. Обзор возможностей виртуальной студии Cakewalk SONAR...............76

2.2. Инструменты окна Staff...........................................................................82

2.3. Выбор режима нотной записи...................................................................86

2.4. Выбор шрифта.............................................................................................91

2.5. Ввод обозначений аккордов, специальных символов

и примечаний..............................................................................................91

2.6. Табулатуры и виртуальный гитарный гриф.............................................94

Глава 3. Виртуальная портастудия Cakewalk Guitar Tracks Pro............................107

3.1. Подготовка программы к работе.............................................................110

3.1.1 Окно Audio Options — настройка каналов ввода/вывода цифрового звука.............110

Вкладка General.........................................................................................110

Вкладка Drivers..........................................................................................113

Вкладка Advanced......................................................................................114

Вкладка Device Profiles..............................................................................117

3.1.2. Окно Clickнастройка метронома.................................................118

3.1.3. Окно Global Optionsнастройка глобальных опций....................120

Вкладка General — общие настройки.....................................................120

Вкладка Foldersпути к файлам...........................................................121

3.1.4. Окно Colorsвыбор окраски элементов интерфейса..................123

3.2. Меню Fileработа с файлами...............................................................124

3.2.1. Команда File > Saveсохранение проекта....................................124

3.2.2. Команда File > Import Audioимпорт аудиоданных

из аудиофайла в проект.....................................................................125

3.3. Главное окно программы.........................................................................127

3.3.1. Элементы панели Master....................................................................128

Дисплей панели Master............................................................................129

Группа VIEW —выбор режима отображения.......................................129

Группа LOCATE MARKERS работа с маркерами..............................129

Группа CLICKуправление метрономом............................................131

Группа TEMPOуправление темпом..................................................131

Группа LOOP — управление зацикливанием........................................133

Группа PUNCH-INвыбор интервала записи....................................133

Группа MIX ТО — микширование аудиотреков....................................134

Управление записью/воспроизведением...............................................134

Управление отображением модулей микшера......................................135

3.3.2. Строка статуса.....................................................................................135

3.4. Запись на аудиотрек сигнала от внешнего источника.........................136

3.4.1. Особенности компьютерной записи гитары...................................136

.3.4.2. Подготовка к записи и запись..........................................................139

3.5. Редактирование аудиоданных в окне Edit..............................................143

3.5.1. Инструменты окна Edit.....................................................................145

3.5.2. Стандартные операции редактирования..........................................152

Cutвырезание фрагмента проекта....................................................152

Copyкопирование................................................................................152

Pasteвставка..........................................................................................153

Deleteудаление......................................................................................153

3.5.3. Контекстное меню окна Edit.............................................................154

Graphic EQграфический эквалайзер..................................................154

3Db Louder и 3Db Quieterусиление и ослабление звука на 3 дБ..........155

Normalizeнормализация амплитуды сигнала...................................155

Envelopeграфическое редактирование громкости и панорамы...........156

Fade/Envelopeредактирование огибающей амплитуды....................159

Reverseперезапись звука в обратном порядке..................................160

Event Propertiesредактирование свойств звукового сообщения............160

3.5.4. Окно Audio Track Propertiesредактирование свойств трека...........161

3.6. Аудиоэффекты..........................................................................................162

3.6.1. Delayзадержка...............................................................................163

3.6.2. Chorusхорус....................................................................................167

3.6.3. Flangerфлэнжер..............................................................................168

3.6.4. Reverbреверберация.......................................................................168

3.7. Виртуальные приборы обработки..........................................................170

3.7.1. FX Compressor/Gate— компрессор/гейт...........................................170

3.7.2. FX Dynamics Processor

процессор динамической обработки звука....................................173

3.7.3. FX Expander/Gate— экспандер/гейт................................................174

3.7.4. FX Limiter — лимитер.........................................................................176

3.7.5. Parametric EQ   четырехполосный параметрический эквалайзер............................176

3.8. Работа с микшером в окне Mix...............................................................178

3.8.1. Модуль аудиотрека.............................................................................179

3.8.2. Модуль шины Aux.............................................................................1S1

3.8.3. Модули основных шин......................................................................184

3.9. Обзор команд главного меню программы.............................................185

3.9.1. Меню Fileработа с файлами........................................................186

3.9.2. Меню Editредактирование...........................................................186

3.9.3. Меню Viewуправление отображением.......................................188

3.9.4. Меню Insertвставка в проект объектов.......................................188

3.9.5. Меню Realtimeкоманды и опции реального времени...............189

Loop and Auto Shuttleуправление режимом зацикливания..............190

Record Optionsвыбор параметров режима записи.............................191

3.9.6. Меню Trackредактирование атрибутов треков..........................191

3.9.7. Меню Tools — применение сложных инструментов......................192

Compact Audio Dataкомпактное хранение аудиоданных..................192

Change Audio Format — изменение формата аудиоданных..................193

Clean Audio Diskудаление неиспользуемых аудиофайлов...............193

Mixdown Audioмикширование аудиотреков, экспорт данных в аудиофайл......195

Export to Fiie(s)— экспорт данных в аудиофайл...................................195

Bounce to Track(s)— создание трека с субмиксом...............................203

Tunerнастройка гитары с помощью хроматического тюнера........204

Delay Time Calculatorвычисление времени задержки......................206

3.9.8. Меню Optionsнастройка параметров программы......................206

3.10. Alien Connections ReValver SE — виртуальный процессор гитарных эффектов........207

3.10.1. Добавление, удаление и замена виртуальных модулей ReValver..............................209

3.10.2. Описание виртуальных модулей ReValver.....................................210

Предварительные усилители...................................................................211

Усилители мощности...............................................................................211

Процессоры эффектов.............................................................................212

Симуляторы акустики..............................................................................214

3.10.3. Работа с модулями............................................................................215

3.10.4. Загрузка и сохранение файла конфигурации ReValver................216

Глава 4. Плагин MusicLab Rhythm'n'Chords 2 Pro 219

4.1. Назначение программы Rhythm'n'Chords 2 Pro.....................................220

4.2. Основные элементы главного окна Rhythm'n'Chords 2 Pro.................224

4.2.1. Панель Keyboard..................................................................................229

4.2.2. Панель Main toolbar............................................................................231

4.3. Главное меню плагина.............................................................................233

4.3.1. Fileработа с файлами.............................................................234

4.3.2. Edit— стандартные операции редактирования..............................234

4.3.3. Chartредактирование последовательности аккордов................235

Insertподменю команд вставки..........................................................235

Deleteподменю команд удаления.......................................................237

Set Divisionвыбор разрешающей способности

аккордовой сетки......................................................................................237

Measures in Staff выбор количества тактов в строке.........................238

Song lengthвыбор количества тактов в композиции..........................238

Layoutизменение систем нумерации частей

композиции и тактов...............................................................................238

Smooth positionподменю команд автоматического

выравнивания мелодических позиций аккордов..................................239

'Transposeтранспонирование аккорда................................................239

Enharmonicподменю команд замены знаков альтерации

с учетом энгармонизма...........................................................................240

4.3.4. ChordBankработа с банками аккордов.......................................240

4.3.5. Parametersустановка параметров

в состояние по умолчанию...............................................................241

4.4. Запись последовательности аккордов....................................................242

4.5. Создание ритмического рисунка............................................................244

4.6. Настройка звучания..................................................................................247

4.7. Преобразование партии в MIDI-трек....................................................250

4.8. Детально о создании последовательности аккордов............................252

4.8.1. Автоматическое построение аккордов.............................................253

Выбор аккорда в аккордовом меню.......................................................254

Выбор мелодической позиции (обращения) аккорда..........................255

Выбор альтернативного баса...................................................................257

Ускоренный ввод аккорда и альтернативного баса..............................258

Редактирование позиций аккордов типа Program Chords....................258

Запись аккордов по MIDI (распознавание аккордов).........................258

Установки для построения аккордов Program Chords.........................259

4.8.2. Ручное построение аккордов типа Custom Chords.........................262

4.8.3. Прослушивание аккордов..................................................................263

Ручное прослушивание............................................................................263

Прослушивание по MIDI (Remote control)...........................................264

Автоматическое прослушивание.............................................................265

Настройка параметров режима прослушивания...................................266

4.8.4. Редактирование в партитурном окне Chord Chart..........................266

4.8.5. Банки аккордов...................................................................................267

Банк SongUsed..........................................................................................268

Банк User Bank..........................................................................................269

4.8.6. Экспорт аккордов из Chord Chart в трек SONAR.........................269

4.9. Создание ритмического рисунка............................................................271

4.9.1. Работа с таблицей ударов Stroke Map...............................................271

4.9.2. Бренчание............................................................................................273

4.9.3. Бас и аккорд........................................................................................274

4.9.4. Арпеджио.............................................................................................275

4.9.5. Артикуляция и динамика..................................................................276

4.9.6. Гитарные штрихи и приемы.............................................................276

Арпеджированные аккорды. Направление арпеджио..........................277

Медленное арпеджио аккорда.................................................................278

Приглушенный удар.................................................................................279

Аккордовый слайд....................................................................................280

Аккордовое хроматическое глиссандо...................................................282

Тремоло......................................................................................................282

Push chord change (опережение смены аккорда)...................................283

4.10. Управление звучанием............................................................................285

4.10.1. Арпеджио (вкладка Arpeggiation).....................................................286

4.10.2. Вкладка Velocity.................................................................................287

4.10.3. Вкладка Voice control........................................................................289

Количество голосов (группа Strum types Voices)...................................289

Параметры "бренчания" (группа Auto strumming)..................................290

Коррекции................................................................................................292

4.11. Игра руками "через плагин"...................................................................293

4.11.1. Зоны MIDI-клавиатуры..................................................................293

4.11.2. Клавиши зоны аккордов. Источник аккордов..............................294

4.11.3. Клавиши зоны ритма.......................................................................297

4.11.4. Пример исполнения гитарной партии "через плагин".................298

Артикуляция. Бренчание.........................................................................299

Смена аккорда...........................................................................................299

Игра по "струнам".....................................................................................300

Игра "бас и аккорд"..................................................................................300

4.12. Применение плагина с секвенсором в режиме Play..........................300

4.13. Использование ритмических паттернов

для создания гитарных партий..............................................................301

4.14. Работа с вкладкой Rhythm Library и треком ритма..............................303

4.14.1. Перенос паттерна на трек ритма....................................................303

4.14.2. Редактирование текущего паттерна................................................304

4.14.3. Работа с библиотекой паттернов....................................................306

4.14.4. Использование дополнительных томов библиотеки паттернов.............309

Глава 5. Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition —

виртуальные гитаристы 313

5.1. Virtual Guitarist...........................................................................................317

5.1.1. Подключение плагина к Cubase SX................................................317

5.1.2. Начало работы с Virtual Guitarist...............................323

5.1.3. Распознавание аккордов.....................................................................327

5.1.4. Октава клавиш дистанционного управления..................................328

5.1.5. Параметры, доступные на вкладке Play...........................................330

5.1.6. Общие настройки, доступные на вкладке Setup.............................332

5.1.7. Управление плагином Virtual Guitarist

с помощью MIDI -сообщений...........................................................335

5.1.8. Составление собственных партий....................................................336

5.2. Virtual Guitarist Electric Edition................................................................339

5.2.1. Особенности Virtual Guitarist Electric Edition.................................339

5.2.2. Эффект Wah-Wah.............................................................................341

5.2.3. Эффект Delay......................................................................................342

5.2.4. Эффект AutoFilter...............................................................................343

5.2.5. Эффект Reverb......................................................................................344

5.2.6. Эффект Phaser.....................................................................................344

5.2.7. Эффект Tremolo...................................................................................345

5.2.8. Эффект Flanger...................................................................................346

5.2.9. Эффект Chorus....................................................................................346

Глава 6. VST-алагин Slayer 349

6.1. Работа с VST-плагином Slayer 1.x..........................................................349

6.1.1. Секция гитары....................................................................................351

6.1.2. Секция усилителя и акустической системы....................................355

6.1.3. Секция эффект-процессора..............................................................357

6.2. Особенности VST-плагина Slayer 2.x.....................................................360

6.2.1. Секция гитары....................................................................................362

6.2.2. Секция комбо-усилителя..................................................................365

6.2.3. Секция эффект-процессора..............................................................366

Глава 7. VST-инструмеит MusicLab RealGuitar VSTi 369

7.1. Принципы функционирования RealGuitar............................................371

7.1.1. Многовариантность режимов исполнения......................................372

7.1.2. Автоматическое распознавание аккордов.......................................372

7.1.3. Деление MIDI-клавиатуры на функциональные зоны.................374

7.1.4. Соответствие тембра звучания взятых нот струнам и ладам.........376

7.1.5. Многослойность сэмплов и зависимость характера звучания

от параметра Velocity........................................................................377

7.2. Элементы диалогового окна плагина....................................................378

2.1. Область выбора и настройки параметров гитары

и эффектов.........................................................................................379

7.2.2. Область виртуального грифа.............................................................387

7.2.3. Область выбора и настройки режимов исполнения......................388

Режим Direct...................................................389

Группа Velocity switch FX...........................................................................391

Правая группа элементов.........................................................................392

7.2.4. Особенности режимов исполнения..................................................393

Режим Solo................................................................................................393

Режим Harmony........................................................................................394

Режим Chords............................................................................................394

Режим Bass & Chord.................................................................................396

Режим Bass & Pick....................................................................................397

Заключение..... 399

ПРИЛОЖЕНИЯ.... 401

Приложение 1. Выполнение основных операций

в Cakewalk SONAR.........................................................403

П1.1. Представление музыкальной информации в программе Cakewalk SONAR.......403

П1.1.1.Нотатор............................................................................................404

П1.1.2. Отпечатки клавиш...........................................................................406

П1.1.3. Гитарный гриф и отпечатки пальцев............................................408

П1.1.4. Список сообщений.........................................................................410

П1.1.5. Треки и клипы.................................................................................413

П1.2. Загрузка файла проекта.........................................................................414

Ш.3. Сохранение проекта в файле................................................................416

П1.4. Воспроизведение проекта.....................................................................417

П1.5. Запись MlDI-трека...............................................................................417

П1.6. Запись звука с микрофона...................................................................423

П1.6.1. Создание аудиотрека......................................................................423

П1.6.2. Выбор порта ввода звуковых данных...........................................424

П1.6.3. Выбор порта вывода.......................................................................425

П1.6.4. Регулирование уровня сигнала.....................................................426

П1.7. Подключение MIDI- и аудиоэффектов..............................................427

П1.8. Применение VST-плагинов в Cakewalk SONAR...............................428

Приложение 2. Выполнение основных операций в Cubase SX...................431

П2.1. Представление музыкальной информации в Cubase SX..................432

П2.1.1. Порты, шины, каналы, MIDI- и аудиотреки, части.

Подтреки и огибающие.................................................................432

П2.1.2. Список сообщений.........................................................................439

П2.1.3. Отпечатки клавиш...........................................................................440

П2.1.4. Ноты...441

П2.2. Загрузка файла проекта........................................................................442

П2.3. Воспроизведение композиции............................................................443

П2.4. Открытие и закрытие проекта.............................................................444

П2.5. Сохранение проекта. Форматы файлов...............................................449

П2.6. Запись на MIDI-трек...........................................................................450

П2.6.1. Локаторы..........................................................................................450

П2.6.2. Запись с MIDI-клавиатуры...........................................................451

П2.7. Запись звуковых данных с внешнего источника..............................452

П2.7.1. Создание аудиотрека......................................................................452

П2.7.2. Выбор шин ввода и вывода...........................................................453

П2.7.3. Настройка уровня сигнала............................................................454

Приложение 3. Описание компакт-диска 455

Системные требования....................................................................................455

Содержание раздела CD-ROM диска............................................................456

Содержание раздела CD Digital Audio диска.................................................457

Список литературы.......................................................................................459

Предметный указатель..........................................................................................465

Оглавление.............................................................................................................488

Роман Петелин, Юрий Петелин "Музыкальный компьютер для гитариста" 2004 г.