Содержание
От авторов...................................................................................................1
Как с нами связаться?........................................................................................8
Введение.....................................................................................................9
Глава 1. Теория, необходимая начинающим ……………………………17
1.1. Основные понятия музыкальной грамоты...............................................17
1.1.1. Нотное письмо......................................................................................18
1.1.2. Метр, размер, такт, темп, ритм..........................................................21
1.1.3. Лад и тональность................................................................................25
Мажорный лад............................................................................................26
Минорный лад............................................................................................27
1.1.4. Интервалы.............................................................................................28
1.2. Аккорды.......................................................................................................31
1.2.1. Трезвучия...............................................................................................32
1.2.2. Обращения трезвучий..........................................................................34
1.2.3. Трезвучия с секстой.............................................................................35
1.2.4. Септаккорды.........................................................................................36
1.2.5. Обращения септаккордов....................................................................39
1.2.6. Нонаккорды.........................................................................................40
1.2.7. Аккорды с задержанием......................................................................40
1.2.8. Другие аккорды....................................................................................41
1.3. Примеры последовательностей аккордов................................................42
1.3.1. Последовательности для До мажора.................................................42
1.3.2. Последовательности для ля минора...................................................43
1.3.3. Блюзовые последовательности..........................................................44
Блюзовые последовательности для До мажора......................................45
Блюзовые последовательности для ля минора.........................................45
1.4. Настройка гитары.......................................................................................45
1.5. Табулятура и аппликатура..........................................................................47
1.6. Сущность наиболее распространенных гитарных эффектов.................50
1.6.1. Вибрато..................................................................................................51
Амплитудное вибрато и тремоло..............................................................52
Частотное вибрато......................................................................................53
Тембровое вибрато.....................................................................................53
1.6.2. Эффекты, основанные на задержке сигнала.....................................54
Дилэй...........................................................................................................54
Флэнжер и фэйзер......................................................................................56
Хорус............................................................................................................58
Реверберация...............................................................................................59
1.6.3. Дистошн................................................................................................63
1.7. Сущность наиболее важных обработок...................................................64
1.7.1. Частотная фильтрация.........................................................................64
1.7.2. Динамическая обработка.....................................................................68
1.8. Ориентировочный порядок включения эффектов и обработок...........72
Глава 2. Работа с нотами, виртуальным грифом и табулатурами
в Cakewalk SONAR......................................................................75
2.1. Обзор возможностей виртуальной студии Cakewalk SONAR...............76
2.2. Инструменты окна Staff...........................................................................82
2.3. Выбор режима нотной записи...................................................................86
2.4. Выбор шрифта.............................................................................................91
2.5. Ввод обозначений аккордов, специальных символов
и примечаний..............................................................................................91
2.6. Табулатуры и виртуальный гитарный гриф.............................................94
Глава 3. Виртуальная портастудия Cakewalk Guitar Tracks Pro............................107
3.1. Подготовка программы к работе.............................................................110
3.1.1 Окно Audio Options — настройка каналов ввода/вывода цифрового звука.............110
Вкладка General.........................................................................................110
Вкладка Drivers..........................................................................................113
Вкладка Advanced......................................................................................114
Вкладка Device Profiles..............................................................................117
3.1.2. Окно Click — настройка метронома.................................................118
3.1.3. Окно Global Options — настройка глобальных опций....................120
Вкладка General — общие настройки.....................................................120
Вкладка Folders — пути к файлам...........................................................121
3.1.4. Окно Colors — выбор окраски элементов интерфейса..................123
3.2. Меню File — работа с файлами...............................................................124
3.2.1. Команда File > Save — сохранение проекта....................................124
3.2.2. Команда File > Import Audio — импорт аудиоданных
из аудиофайла в проект.....................................................................125
3.3. Главное окно программы.........................................................................127
3.3.1. Элементы панели Master....................................................................128
Дисплей панели Master............................................................................129
Группа VIEW —выбор режима отображения.......................................129
Группа LOCATE MARKERS — работа с маркерами..............................129
Группа CLICK— управление метрономом............................................131
Группа TEMPO — управление темпом..................................................131
Группа LOOP — управление зацикливанием........................................133
Группа PUNCH-IN — выбор интервала записи....................................133
Группа MIX ТО — микширование аудиотреков....................................134
Управление записью/воспроизведением...............................................134
Управление отображением модулей микшера......................................135
3.3.2. Строка статуса.....................................................................................135
3.4. Запись на аудиотрек сигнала от внешнего источника.........................136
3.4.1. Особенности компьютерной записи гитары...................................136
.3.4.2. Подготовка к записи и запись..........................................................139
3.5. Редактирование аудиоданных в окне Edit..............................................143
3.5.1. Инструменты окна Edit.....................................................................145
3.5.2. Стандартные операции редактирования..........................................152
Cut — вырезание фрагмента проекта....................................................152
Copy — копирование................................................................................152
Paste — вставка..........................................................................................153
Delete — удаление......................................................................................153
3.5.3. Контекстное меню окна Edit.............................................................154
Graphic EQ — графический эквалайзер..................................................154
3Db Louder и 3Db Quieter — усиление и ослабление звука на 3 дБ..........155
Normalize — нормализация амплитуды сигнала...................................155
Envelope — графическое редактирование громкости и панорамы...........156
Fade/Envelope — редактирование огибающей амплитуды....................159
Reverse — перезапись звука в обратном порядке..................................160
Event Properties — редактирование свойств звукового сообщения............160
3.5.4. Окно Audio Track Properties — редактирование свойств трека...........161
3.6. Аудиоэффекты..........................................................................................162
3.6.1. Delay — задержка...............................................................................163
3.6.2. Chorus — хорус....................................................................................167
3.6.3. Flanger — флэнжер..............................................................................168
3.6.4. Reverb — реверберация.......................................................................168
3.7. Виртуальные приборы обработки..........................................................170
3.7.1.
FX Compressor/Gate— компрессор/гейт...........................................170
3.7.2. FX Dynamics Processor —
процессор динамической обработки звука....................................173
3.7.3.
FX Expander/Gate— экспандер/гейт................................................174
3.7.4.
FX Limiter — лимитер.........................................................................176
3.7.5. Parametric EQ — четырехполосный параметрический эквалайзер............................176
3.8. Работа с микшером в окне Mix...............................................................178
3.8.1. Модуль аудиотрека.............................................................................179
3.8.2. Модуль шины Aux.............................................................................1S1
3.8.3. Модули основных шин......................................................................184
3.9. Обзор команд главного меню программы.............................................185
3.9.1. Меню File — работа с файлами........................................................186
3.9.2. Меню Edit — редактирование...........................................................186
3.9.3. Меню View — управление отображением.......................................188
3.9.4. Меню Insert— вставка в проект объектов.......................................188
3.9.5. Меню Realtime — команды и опции реального времени...............189
Record Options — выбор параметров режима записи.............................191
3.9.6. Меню Track— редактирование атрибутов треков..........................191
3.9.7. Меню Tools — применение сложных инструментов......................192
Compact Audio Data — компактное хранение аудиоданных..................192
Change Audio Format — изменение формата аудиоданных..................193
Clean Audio Disk — удаление неиспользуемых аудиофайлов...............193
Mixdown Audio — микширование аудиотреков, экспорт данных в аудиофайл......195
Export to Fiie(s)— экспорт данных в аудиофайл...................................195
Bounce to Track(s)— создание трека с субмиксом...............................203
Tuner — настройка гитары с помощью хроматического тюнера........204
Delay Time Calculator — вычисление времени задержки......................206
3.9.8. Меню Options — настройка параметров программы......................206
3.10. Alien Connections ReValver SE — виртуальный процессор гитарных эффектов........207
3.10.1. Добавление, удаление и замена виртуальных модулей ReValver..............................209
3.10.2. Описание виртуальных модулей ReValver.....................................210
Предварительные усилители...................................................................211
Усилители мощности...............................................................................211
Процессоры эффектов.............................................................................212
Симуляторы акустики..............................................................................214
3.10.3. Работа с модулями............................................................................215
3.10.4. Загрузка и сохранение файла конфигурации ReValver................216
Глава 4. Плагин
MusicLab Rhythm'n'Chords 2 Pro 219
4.1.
Назначение программы Rhythm'n'Chords 2
Pro.....................................220
4.2.
Основные элементы главного окна
Rhythm'n'Chords 2 Pro.................224
4.2.1.
Панель Keyboard..................................................................................229
4.2.2.
Панель Main
toolbar............................................................................231
4.3. Главное меню плагина.............................................................................233
4.3.1. File — работа с файлами.............................................................234
4.3.2. Edit— стандартные операции редактирования..............................234
4.3.3. Chart — редактирование последовательности аккордов................235
Insert — подменю команд вставки..........................................................235
Delete — подменю команд удаления.......................................................237
Set Division — выбор разрешающей способности
аккордовой сетки......................................................................................237
Measures in Staff — выбор количества тактов в строке.........................238
Song length — выбор количества тактов в композиции..........................238
Layout — изменение систем нумерации частей
композиции и тактов...............................................................................238
Smooth position — подменю команд автоматического
выравнивания мелодических позиций аккордов..................................239
'Transpose — транспонирование аккорда................................................239
Enharmonic — подменю команд замены знаков альтерации
с учетом энгармонизма...........................................................................240
4.3.4. ChordBank — работа с банками аккордов.......................................240
4.3.5. Parameters — установка параметров
в состояние по умолчанию...............................................................241
4.4. Запись последовательности аккордов....................................................242
4.5. Создание ритмического рисунка............................................................244
4.6. Настройка звучания..................................................................................247
4.7. Преобразование партии в MIDI-трек....................................................250
4.8. Детально о создании последовательности аккордов............................252
4.8.1. Автоматическое построение аккордов.............................................253
Выбор аккорда в аккордовом меню.......................................................254
Выбор мелодической позиции (обращения) аккорда..........................255
Выбор альтернативного баса...................................................................257
Ускоренный ввод аккорда и альтернативного баса..............................258
Редактирование позиций аккордов типа Program Chords....................258
Запись аккордов по MIDI (распознавание аккордов).........................258
Установки для построения аккордов Program Chords.........................259
4.8.2. Ручное построение аккордов типа Custom Chords.........................262
4.8.3. Прослушивание аккордов..................................................................263
Ручное прослушивание............................................................................263
Прослушивание по MIDI (Remote control)...........................................264
Автоматическое прослушивание.............................................................265
Настройка параметров режима прослушивания...................................266
4.8.4. Редактирование в партитурном окне Chord Chart..........................266
4.8.5. Банки аккордов...................................................................................267
Банк SongUsed..........................................................................................268
Банк User Bank..........................................................................................269
4.8.6. Экспорт аккордов из Chord Chart в трек SONAR.........................269
4.9. Создание ритмического рисунка............................................................271
4.9.1. Работа с таблицей ударов Stroke Map...............................................271
4.9.2. Бренчание............................................................................................273
4.9.3. Бас и аккорд........................................................................................274
4.9.4. Арпеджио.............................................................................................275
4.9.5. Артикуляция и динамика..................................................................276
4.9.6. Гитарные штрихи и приемы.............................................................276
Арпеджированные аккорды. Направление арпеджио..........................277
Медленное арпеджио аккорда.................................................................278
Приглушенный удар.................................................................................279
Аккордовый слайд....................................................................................280
Аккордовое хроматическое глиссандо...................................................282
Тремоло......................................................................................................282
Push chord change (опережение смены аккорда)...................................283
4.10. Управление звучанием............................................................................285
4.10.1. Арпеджио (вкладка Arpeggiation).....................................................286
4.10.2.
Вкладка Velocity.................................................................................287
4.10.3.
Вкладка Voice
control........................................................................289
Количество голосов (группа Strum types Voices)...................................289
Параметры "бренчания" (группа Auto strumming)..................................290
Коррекции................................................................................................292
4.11. Игра руками "через плагин"...................................................................293
4.11.1. Зоны MIDI-клавиатуры..................................................................293
4.11.2. Клавиши зоны аккордов. Источник аккордов..............................294
4.11.3. Клавиши зоны ритма.......................................................................297
4.11.4. Пример исполнения гитарной партии "через плагин".................298
Артикуляция. Бренчание.........................................................................299
Смена аккорда...........................................................................................299
Игра по "струнам".....................................................................................300
Игра "бас и аккорд"..................................................................................300
4.12. Применение плагина с секвенсором в режиме Play..........................300
4.13. Использование ритмических паттернов
для создания гитарных партий..............................................................301
4.14. Работа с вкладкой Rhythm Library и треком ритма..............................303
4.14.1. Перенос паттерна на трек ритма....................................................303
4.14.2. Редактирование текущего паттерна................................................304
4.14.3. Работа с библиотекой паттернов....................................................306
4.14.4. Использование дополнительных томов библиотеки паттернов.............309
Глава 5. Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition —
виртуальные гитаристы 313
5.1. Virtual Guitarist...........................................................................................317
5.1.1. Подключение плагина к Cubase SX................................................317
5.1.2. Начало работы с Virtual Guitarist...............................323
5.1.3. Распознавание аккордов.....................................................................327
5.1.4. Октава клавиш дистанционного управления..................................328
5.1.5. Параметры, доступные на вкладке Play...........................................330
5.1.6. Общие настройки, доступные на вкладке Setup.............................332
5.1.7. Управление плагином Virtual Guitarist
с помощью MIDI -сообщений...........................................................335
5.1.8. Составление собственных партий....................................................336
5.2.
Virtual Guitarist Electric
Edition................................................................339
5.2.1.
Особенности Virtual
Guitarist Electric Edition.................................339
5.2.2.
Эффект Wah-Wah.............................................................................341
5.2.3.
Эффект Delay......................................................................................342
5.2.4.
Эффект AutoFilter...............................................................................343
5.2.5.
Эффект Reverb......................................................................................344
5.2.6.
Эффект Phaser.....................................................................................344
5.2.7.
Эффект Tremolo...................................................................................345
5.2.8.
Эффект Flanger...................................................................................346
5.2.9.
Эффект Chorus....................................................................................346
Глава 6. VST-алагин Slayer 349
6.1.
Работа с VST-плагином Slayer
1.x..........................................................349
6.1.1. Секция гитары....................................................................................351
6.1.2. Секция усилителя и акустической системы....................................355
6.1.3. Секция эффект-процессора..............................................................357
6.2. Особенности VST-плагина Slayer 2.x.....................................................360
6.2.1. Секция гитары....................................................................................362
6.2.2. Секция комбо-усилителя..................................................................365
6.2.3. Секция эффект-процессора..............................................................366
Глава 7. VST-инструмеит MusicLab RealGuitar VSTi 369
7.1. Принципы функционирования RealGuitar............................................371
7.1.1. Многовариантность режимов исполнения......................................372
7.1.2. Автоматическое распознавание аккордов.......................................372
7.1.3. Деление MIDI-клавиатуры на функциональные зоны.................374
7.1.4. Соответствие тембра звучания взятых нот струнам и ладам.........376
7.1.5. Многослойность сэмплов и зависимость характера звучания
от параметра Velocity........................................................................377
7.2. Элементы диалогового окна плагина....................................................378
2.1. Область выбора и настройки параметров гитары
и эффектов.........................................................................................379
7.2.2. Область виртуального грифа.............................................................387
7.2.3. Область выбора и настройки режимов исполнения......................388
Режим
Direct...................................................389
Группа Velocity switch FX...........................................................................391
Правая группа элементов.........................................................................392
7.2.4. Особенности режимов исполнения..................................................393
Режим Solo................................................................................................393
Режим Harmony........................................................................................394
Режим Chords............................................................................................394
Режим
Bass & Chord.................................................................................396
Режим
Bass &
Pick....................................................................................397
Заключение..... 399
ПРИЛОЖЕНИЯ.... 401
Приложение 1. Выполнение основных операций
в Cakewalk SONAR.........................................................403
П1.1. Представление музыкальной информации в программе Cakewalk SONAR.......403
П1.1.1.Нотатор............................................................................................404
П1.1.2. Отпечатки клавиш...........................................................................406
П1.1.3. Гитарный гриф и отпечатки пальцев............................................408
П1.1.4. Список сообщений.........................................................................410
П1.1.5. Треки и клипы.................................................................................413
П1.2. Загрузка файла проекта.........................................................................414
Ш.3. Сохранение проекта в файле................................................................416
П1.4. Воспроизведение проекта.....................................................................417
П1.5. Запись MlDI-трека...............................................................................417
П1.6. Запись звука с микрофона...................................................................423
П1.6.1. Создание аудиотрека......................................................................423
П1.6.2. Выбор порта ввода звуковых данных...........................................424
П1.6.3. Выбор порта вывода.......................................................................425
П1.6.4. Регулирование уровня сигнала.....................................................426
П1.7. Подключение MIDI- и аудиоэффектов..............................................427
П1.8. Применение VST-плагинов в Cakewalk SONAR...............................428
Приложение 2. Выполнение основных операций в Cubase SX...................431
П2.1. Представление музыкальной информации в Cubase SX..................432
П2.1.1. Порты, шины, каналы, MIDI- и аудиотреки, части.
Подтреки и огибающие.................................................................432
П2.1.2. Список сообщений.........................................................................439
П2.1.3. Отпечатки клавиш...........................................................................440
П2.1.4. Ноты...441
П2.2. Загрузка файла проекта........................................................................442
П2.3. Воспроизведение композиции............................................................443
П2.4. Открытие и закрытие проекта.............................................................444
П2.5. Сохранение проекта. Форматы файлов...............................................449
П2.6. Запись на MIDI-трек...........................................................................450
П2.6.1. Локаторы..........................................................................................450
П2.6.2. Запись с MIDI-клавиатуры...........................................................451
П2.7. Запись звуковых данных с внешнего источника..............................452
П2.7.1. Создание аудиотрека......................................................................452
П2.7.2. Выбор шин ввода и вывода...........................................................453
П2.7.3. Настройка уровня сигнала............................................................454
Приложение 3. Описание компакт-диска 455
Системные требования....................................................................................455
Содержание раздела CD-ROM диска............................................................456
Содержание раздела CD Digital Audio диска.................................................457
Список литературы.......................................................................................459
Предметный указатель..........................................................................................465
Оглавление.............................................................................................................488
Роман Петелин, Юрий Петелин "Музыкальный компьютер для гитариста" 2004 г.