Содержание
От автора.........................................................................................3
Вступление........................................................................................4
Что такое письменная речь и как ребенок ее осваивает..........................9
Подготовка ребенка к освоению грамоты............................................15
Зрительное восприятие.................................................................17
Задания на основе неречевого материала......................................18
Задания на основе речевого материала.........................................20
Пространственное восприятие.......................................................21
Задания для выявления «скрытой» леворукости...........................22
Задания на основе неречевого материала......................................23
Задания на основе речевого материала.........................................24
Зрительное внимание и память.....................................................25
Задания на основе неречевого материала......................................26
Задания на основе речевого материала.........................................28
Слуховое восприятие.....................................................................29
Задания на основе неречевого материала......................................29
Задания на основе речевого материала.........................................30
Слуховое внимание и память........................................................32
Задания на основе неречевого материала......................................32
Задания на основе речевого материала.........................................33
Кинестетическое (мышечное) восприятие.....................................34
Задания на формирование произносительных представлений о звуках речи..............................37
Соотнесение произносительных, слуховых и графических представлений о звуках речи.........41
Языковой анализ и синтез.................................................................43
Формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза.......................................44
Предложения............................................................................45
Определение границ предложения...............................................46
Слова........................................................................................47
Слоги........................................................................................49
Звуки речи................................................................................50
Анализ и составление предложений..............................................50
Схема предложения....................................................................50
Глаголы....................................................................................52
Существительные.......................................................................54
Прилагательные........................................................................58
Наречия....................................................................................60
Антонимы.................................................................................64
Синонимы.................................................................................65
Однокоренные слова...................................................................65
Предлоги..................................................................................67
Личные местоимения.................................................................72
Союзы......................................................................................74
Анализ и составление сложных предложений...............................76
Слоговой анализ и составление слов и предложений.....................77
Слова с открытыми слогами........................................................77
Слова с закрытыми слогами........................................................80
Ударение...................................................................................82
Односложные слова....................................................................84
Слова со стечениями согласных звуков.........................................85
Звуковой анализ и составление слов и предложений....................86
Гласные звуки...........................................................................87
Глухие твердые согласные звуки.................................................89
Глухие и звонкие твердые согласные звуки...................................91
Глухие и звонкие твердые согласные звуки, парные
по признаку глухости-звонкости..................................................93
Звонкие согласные звуки, непарные по признаку глухости-звонкости...........................................94
Глухие согласные звуки, непарные по признаку глухости-звонкости.............................................96
Мягкие звонкие согласные звуки, парные по признаку твердости-мягкости.................................97
Мягкие глухие согласные звуки, парные по признаку твердости-мягкости..................................100
Мягкие и твердые согласные звуки, непарные по признаку твердости-мягкости.........................101
Мягкие согласные звуки, парные по признаку глухости-звонкости...............................................102
Близкие по звучанию звуки.......................................................103
Завершение звукового анализа и составления слов.......................104
Звуковой анализ предложений...................................................108
Формирование навыков письменной речи.........................................112
Закрепление знания букв.............................................................112
Звукобуквенный анализ слов.......................................................114
Твердые — глухие и звонкие согласные звуки..............................116
Мягкие — глухие и звонкие — согласные звуки...........................116
Сдвоенные согласные звуки........................................................117
Йотированные гласные звуки.....................................................118
Задания с разноцветными буквами..............................................120
Задания с черно-белыми буквами................................................121
Подготовка ребенка к письму...........................................................127
Ориентирование на листе бумаги.................................................127
Подготовка руки ребенка к письму..............................................129
Развитие подвижности кисти ведущей руки.................................130
Формирование двигательных навыков.........................................132
Знакомство с элементами начертаний письменных букв..............134
Задания с элементами начертаний письменных букв.....................135
Узнавание и различение элементов письменных букв....................136
Слитное написание элементов письменных букв...........................138
Комбинирование между собой элементов письменных букв............138
(Полякова М.А. “Как научить ребенка читать и писать” 2008 г.)