Содержание

Содержание

От автора.........................................................................................3

Вступление........................................................................................4

Что такое письменная речь и как ребенок ее осваивает..........................9

Подготовка ребенка к освоению грамоты............................................15

Зрительное восприятие.................................................................17

Задания на основе неречевого материала......................................18

Задания на основе речевого материала.........................................20

Пространственное восприятие.......................................................21

Задания для выявления «скрытой» леворукости...........................22

Задания на основе неречевого материала......................................23

Задания на основе речевого материала.........................................24

Зрительное внимание и память.....................................................25

Задания на основе неречевого материала......................................26

Задания на основе речевого материала.........................................28

Слуховое восприятие.....................................................................29

Задания на основе неречевого материала......................................29

Задания на основе речевого материала.........................................30

Слуховое внимание и память........................................................32

Задания на основе неречевого материала......................................32

Задания на основе речевого материала.........................................33

Кинестетическое (мышечное) восприятие.....................................34

Задания на формирование произносительных представлений о звуках речи..............................37

Соотнесение произносительных, слуховых и графических представлений о звуках речи.........41

Языковой анализ и синтез.................................................................43

Формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза.......................................44

Предложения............................................................................45

Определение границ предложения...............................................46

Слова........................................................................................47

Слоги........................................................................................49

Звуки речи................................................................................50

Анализ и составление предложений..............................................50

Схема предложения....................................................................50

Глаголы....................................................................................52

Существительные.......................................................................54

Прилагательные........................................................................58

Наречия....................................................................................60

Антонимы.................................................................................64

Синонимы.................................................................................65

Однокоренные слова...................................................................65

Предлоги..................................................................................67

Личные местоимения.................................................................72

Союзы......................................................................................74

Анализ и составление сложных предложений...............................76

Слоговой анализ и составление слов и предложений.....................77

Слова с открытыми слогами........................................................77

Слова с закрытыми слогами........................................................80

Ударение...................................................................................82

Односложные слова....................................................................84

Слова со стечениями согласных звуков.........................................85

Звуковой анализ и составление слов и предложений....................86

Гласные звуки...........................................................................87

Глухие твердые согласные звуки.................................................89

Глухие и звонкие твердые согласные звуки...................................91

Глухие и звонкие твердые согласные звуки, парные

по признаку глухости-звонкости..................................................93

Звонкие согласные звуки, непарные по признаку глухости-звонкости...........................................94

Глухие согласные звуки, непарные по признаку глухости-звонкости.............................................96

Мягкие звонкие согласные звуки, парные по признаку твердости-мягкости.................................97

Мягкие глухие согласные звуки, парные по признаку твердости-мягкости..................................100

Мягкие и твердые согласные звуки, непарные по признаку твердости-мягкости.........................101

Мягкие согласные звуки, парные по признаку глухости-звонкости...............................................102

Близкие по звучанию звуки.......................................................103

Завершение звукового анализа и составления слов.......................104

Звуковой анализ предложений...................................................108

Формирование навыков письменной речи.........................................112

Закрепление знания букв.............................................................112

Звукобуквенный анализ слов.......................................................114

Твердые — глухие и звонкие согласные звуки..............................116

Мягкие — глухие и звонкие — согласные звуки...........................116

Сдвоенные согласные звуки........................................................117

Йотированные гласные звуки.....................................................118

Задания с разноцветными буквами..............................................120

Задания с черно-белыми буквами................................................121

Подготовка ребенка к письму...........................................................127

Ориентирование на листе бумаги.................................................127

Подготовка руки ребенка к письму..............................................129

Развитие подвижности кисти ведущей руки.................................130

Формирование двигательных навыков.........................................132

Знакомство с элементами начертаний письменных букв..............134

Задания с элементами начертаний письменных букв.....................135

Узнавание и различение элементов письменных букв....................136

Слитное написание элементов письменных букв...........................138

Комбинирование между собой элементов письменных букв............138

 

(Полякова М.А. “Как научить ребенка читать и писать” 2008 г.)