Содержание
Введение 7
Общие положения 8
Формы обучения 10
Организация общения 11
Другие типы двуязычных дошкольных учреждений 13
Особенности общения в детском саду 14
Многоязычие в детском возрасте 14
Вопросы и задания 15
Языки и люди 17
Причины появления двуязычия и естественные принципы его формирования 17
Особенности повседневной речи 18
Разнообразие языков в мире 19
Опасности и выгоды владения иным языком 20
Вопросы и задания 24
Европейская языковая политика 25
Общие документы 25
Европейский языковой портфель 26
Языковой паспорт 27
Вопросы и задания 30
Психолого-педагогические и лингводидактические принципы обучения иностранному языку дошкольников 31
Психологические основы обучения иностранному языку дошкольников 31
Психология учебной деятельности 31
Коммуникация с взрослым 32
Детские деятельности 33
Взаимодействие языков в процессе обучения 34
Факторы, влияющие на усвоение второго языка 35
Вопросы и задания 37
Возрастной фактор в овладении языком 38
Эффект раннего начала обучения 38
Сроки введения второго языка в обучение 40
Соотношение общего развития ребенка с возможностями обучения второму языку 40
Вопросы и задания 43
Объем владения иностранным языком 44
Различия во владении языком ребенка и взрослого 44
Требования к владению иностранным языком 44
Критерии определения степени владения языком 45
Успешность в овладении вторым языком 46
Вопросы и задания 49
Развитие двуязычия в естественном общении и в обучении 50
Реакция на окружение 50
Мышление на изучаемом языке 51
Примеры двуязычных ситуаций 52
Опыт обучения иммигрантов 53
Вопросы и задания 55
Интеркультурная педагогика 57
Человек и его культурно-языковое окружение 57
Приемы интеркультурной педагогики 60
Интеркультурная педагогика в разных странах 61
Культурно-психологическая специфика иноязычного общения 63
Вопросы и задания 66
Позиция педагога 67
Педагогический стиль и возраст 67
Учебное общение 68
Вопросы и задания 74
Коммуникативный минимум 76
Отбор речевых средств 76
Коммуникативные стратегии детей в ситуациях введения новой лексики на иностранном языке 77
Вопросы и задания 80
Содержание методики обучения иностранному языку 81
Методические основы обучения второму языку 81
Организация занятия 81
История преподавания иностранных языков 81
Современные методы преподавания иностранных языков 84
Новые тенденции обучения 87
Вопросы и задания 88
Начальный уровень владения языком 89
Вопросы и задания 93
Использование игр детей при обучении иностранному языку 94
Вопросы и задания 98
Игры с карточками 99
Вопросы и задания 103
Использование компьютера в обучении 105
Вопросы и задания 108
Закономерности усвоения элементов коммуникации в разных видах деятельности 109
Вопросы и задания 111
Проведение занятий с организацией речевого общения на изучаемом языке 112
Общие принципы речевого общения с дошкольниками 112
Вопросы и задания 118
Проверка уровня усвоения языка 120
Вопросы и задания 124
Вариативность процесса обучения 126
Вопросы и задания 129
Учебные пособия по иностранному языку для дошкольников 131
Вопросы и задания 137
Формы организации занятий с дошкольниками 139
Вопросы и задания 142
Примеры практической работы с дошкольниками 143
Планирование работы 143
Общие принципы 143
Примеры проведения занятий 144
Образец работы по одной и той же теме в разных возрастных группах 147
Работа над лексико-грамматическими темами 151
Время глаголов 151
Выражение принадлежности и состояния (глаголы-связки) 153
Действия человека 154
Семья 155
События и состояния 155
Предлоги (и падежи) 156
Пространственные предлоги 156
Союзы, союзные слова 158
Качества и свойства 159
Большой - маленький 160
Много-мало 161
Счет от 1 до 10 161
Люди и животные 163
Овощи, фрукты, ягоды 164
Посуда 165
Одежда 165
Еда 166
Растения 167
Город, деревня 168
Транспорт 169
Сутки 169
Погода 170
Время года 171
Праздники и развлечения 171
Вещи 172
Мебель, комната 173
Дом 174
Музыка 175
Животные как люди 176
Спорт 176
Природа 177
Магазин 178
Игры, игрушки, детский сад 178
Школа 179
Путешествие 179
Животные 180
Доктор 180
Цирк 181
Профессии 182
Приложения 184
1. Сводный словарь 184
2. Звуки, издаваемые животными (по Кэти Болл) 197
(Н.М. Родина, Е.Ю. Протасова “Методика обучения дошкольников иностранному языку (учебное пособие)” 2010)