Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................3
ГЛАВА 1 Введение в логопедию.............................................................6
Строение артикуляционного аппарата.................................7
Развитие речи у детей.........................................................................8
ГЛАВА 2 Неправильности речи, встречающиеся у детей...............14
Дислалия..........................................................................................................16
Сигматизм.......................................................................................................18
Межзубный сигматизм..............................................................18
Боковой сигматизм........................................................................18
Носовой сигматизм.........................................................................19
Парасигматизм: замена звука ш другими звуками......................................................................................19
Губно-зубной парасигматизм..............................................19
Призубный парасигматизм...................................................20
Свистящий парасигматизм..................................................21
Шипящий парасигматизм.....................................................22
Общее недоразвитие речи.............................................................23
ГЛАВА 3 Воспитание правильной речи у детей.................................25
Этапы коррекции.....................................................................................25
Работа с картинками............................................................................28
Речевые задания.....................................................................................30
Учим детей рассказывать...............................................................31
Развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия форм..............................................34
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук..........................................................................36
Проверка звукопроизношения ребенка.............................37
Развитие речевого дыхания........................................................39
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.............................................40
Артикуляционная гимнастика....................................................45
Вводные упражнения...................................................................50
Упражнение для губ и языка................................................50
ГЛАВА 4 Развитие фонематического восприятия и внимания.......62
Фонематическое восприятие.......................................................62
Упражнения на различение звуков......................................65
Различение на слух громкости, высоты и скорости произнесения слов и фраз...........68
Восприятие на слух продолжительности слова........72
Глава 5 Гласные звуки...........................................................................73
Артикуляция...............................................................................................73
Звук а.................................................................................................................74
Звук ы................................................................................................................75
Звук у.................................................................................................................76
Звуки у — а.................................................................................................77
Звук о................................................................................................................78
Звуки и — е................................................................................................79
Составление слогов...............................................................................81
Развитие чувства ритма..................................................................82
ГЛАВА 6 Коррекция согласных звуков...............................................84
Последовательность коррекции.................................................84
Дефект озвончения и его коррекция...................................86
Постановка правильного произношения...........................87
Первый способ......................................................................................88
Второй способ.....................................................................................88
Третий способ.....................................................................................89
Автоматизация звука..........................................................................90
Дифференциация звуков.................................................................91
ГЛАВА 7 Учимся правильно говорить согласные звуки..................92
Звуки к, г, х мягкие и твердые.............................................92
Упражнения..........................................................................................93
Дифференциация звуков к — г.................................................96
Звук х.................................................................................................................98
Звуки ф — в..............................................................................................101
Дифференциация звуков ф — в............................................103
Звуки п — б...............................................................................................105
Звуки м' и н'..........................................................................................108
Звук т............................................................................................................110
Звук д...............................................................................................................113
Дифференциация звуков т — д...........................................114
Свистящие звуки.................................................................................117
Звук с........................................................................................................123
Звук з........................................................................................................127
Дифференциация звуков з — с........................................129
Звук ц.......................................................................................................131
Дифференциация звуков с — з — ц...........................133
Шипящие звуки....................................................................................135
Звук ш.....................................................................................................140
Дифференциация звуков с — ш.......................................147
Звук ж.....................................................................................................150
Дифференциация звуков ш —ж....................................157
Звук щ.....................................................................................................160
Дифференциация звуков щ — с......................................163
Звук ч.......................................................................................................164
Дифференциация звуков ч — ц — с, ч — щ.......167
Сонорные звуки.....................................................................................171
Звук л.......................................................................................................171
Звук л'.....................................................................................................180
Дифференциация твердого и мягкого звуков л — л'..................................184
Звук р......................................................................................................188
Звук р'.....................................................................................................199
Дифференциация звуков л — р.......................................203
ГЛАВА 8 Упражнения для закрепления звуков..............................208
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................213
(Л. Протопович “Уроки домашнего логопеда: мама учит говорить” 2009)