Оглавление

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................3

ГЛАВА 1 Введение в логопедию.............................................................6

Строение артикуляционного аппарата.................................7

Развитие речи у детей.........................................................................8

ГЛАВА 2 Неправильности речи, встречающиеся у детей...............14

Дислалия..........................................................................................................16

Сигматизм.......................................................................................................18

Межзубный сигматизм..............................................................18

Боковой сигматизм........................................................................18

Носовой сигматизм.........................................................................19

Парасигматизм: замена звука ш другими звуками......................................................................................19

Губно-зубной парасигматизм..............................................19

Призубный парасигматизм...................................................20

Свистящий парасигматизм..................................................21

Шипящий парасигматизм.....................................................22

Общее недоразвитие речи.............................................................23

ГЛАВА 3 Воспитание правильной речи у детей.................................25

Этапы коррекции.....................................................................................25

Работа с картинками............................................................................28

Речевые задания.....................................................................................30

Учим детей рассказывать...............................................................31

Развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия форм..............................................34

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук..........................................................................36

Проверка звукопроизношения ребенка.............................37

Развитие речевого дыхания........................................................39

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.............................................40

Артикуляционная гимнастика....................................................45

Вводные упражнения...................................................................50

Упражнение для губ и языка................................................50

ГЛАВА 4 Развитие фонематического восприятия и внимания.......62

Фонематическое восприятие.......................................................62

Упражнения на различение звуков......................................65

Различение на слух громкости, высоты и скорости произнесения слов и фраз...........68

Восприятие на слух продолжительности слова........72

Глава 5 Гласные звуки...........................................................................73

Артикуляция...............................................................................................73

Звук а.................................................................................................................74

Звук ы................................................................................................................75

Звук у.................................................................................................................76

Звуки у — а.................................................................................................77

Звук о................................................................................................................78

Звуки и — е................................................................................................79

Составление слогов...............................................................................81

Развитие чувства ритма..................................................................82

ГЛАВА 6 Коррекция согласных звуков...............................................84

Последовательность коррекции.................................................84

Дефект озвончения и его коррекция...................................86

Постановка правильного произношения...........................87

Первый способ......................................................................................88

Второй способ.....................................................................................88

Третий способ.....................................................................................89

Автоматизация звука..........................................................................90

Дифференциация звуков.................................................................91

ГЛАВА 7 Учимся правильно говорить согласные звуки..................92

Звуки к, г, х мягкие и твердые.............................................92

Упражнения..........................................................................................93

Дифференциация звуков к г.................................................96

Звук х.................................................................................................................98

Звуки ф — в..............................................................................................101

Дифференциация звуков ф в............................................103

Звуки п — б...............................................................................................105

Звуки м' и н'..........................................................................................108

Звук т............................................................................................................110

Звук д...............................................................................................................113

Дифференциация звуков т — д...........................................114

Свистящие звуки.................................................................................117

Звук с........................................................................................................123

Звук з........................................................................................................127

Дифференциация звуков з с........................................129

Звук ц.......................................................................................................131

Дифференциация звуков с — з ц...........................133

Шипящие звуки....................................................................................135

Звук ш.....................................................................................................140

Дифференциация звуков с ш.......................................147

Звук ж.....................................................................................................150

Дифференциация звуков ш —ж....................................157

Звук щ.....................................................................................................160

Дифференциация звуков щ — с......................................163

Звук ч.......................................................................................................164

Дифференциация звуков ч ц с, ч — щ.......167

Сонорные звуки.....................................................................................171

Звук л.......................................................................................................171

Звук л'.....................................................................................................180

Дифференциация твердого и мягкого звуков л — л'..................................184

Звук р......................................................................................................188

Звук р'.....................................................................................................199

Дифференциация звуков л р.......................................203

ГЛАВА 8 Упражнения для закрепления звуков..............................208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................213

 

(Л. Протопович “Уроки домашнего логопеда: мама учит говорить” 2009)