Оглавление

Введение............................................................................................3

Глава 1. РАННИЙ ВОЗРАСТ (до 3 лет)

Агрессивное поведение..................................................................9

Категорическое «нет» на все предложения....................9

«Уже покусала двоих детей»............................................11

«Что означает пристрастие к такой игре?»..................13

Проблемы в детско-материнских отношениях.....................16

«Я не понимаю, что она хочет».......................................16

От ребенка неприятно пахнет.........................................18

«Не могу найти подход к дочери»..................................20

«Так получилось, что я хочу развестись с мужем...»............................................................................21

Страхи у детей раннего возраста.............................................23

«Тебя Бармалей тоже заберет!»......................................23

«Что делать, ведь скоро появятся мухи?».....................24

Несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей........26

«Я не девочка, а мальчик!»...............................................26

Психологическая несовместимость с ребенком....................28

«Она упрямая, как папа!».................................................28

Проблемы адаптации...................................................................30

Воспитательница отобрала бутылочку...........................30

Младший, средний, старший или единственный?................32

«Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!».....35

«Он ближе мне!».................................................................38

«Не хотелось бы опоздать»...............................................39

Памятка для педагогов и родителей по воспитанию младшего ребенка..............................41

Памятка для педагогов и родителей по воспитанию старшего ребенка..............................42

Памятка для педагогов и родителей по воспитанию среднего ребенка.............................42

Памятка для педагогов и родителей по воспитанию единственного ребенка.....................43

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет)

Проблемы общения со сверстниками......................................47

«У ежика не было друзей»...............................................47

Памятка для педагогов и родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста..........................................49

«Как научить сына общаться?».......................................51

Вербальная агрессия....................................................................55

Дети ругаются матом.........................................................55

Патологические привычки.........................................................57

Сосание предметов..................................................................58

«Девочка очень привязана к тряпочке»........................58

Сосание соски...........................................................................59

Шла Соня в детский сад и сосала соску.......................59

Сосание пальца.........................................................................61

Кусание или грызение ногтей (онихофагия).....................62

«Как отучить Ваню грызть ногти?»................................63

Онанизм (мастурбация)..........................................................64

«Мама бьет сына по рукам».............................................64

Девочка ерзает на стуле..................................................65

«Я не верю, что ей может присниться белиберда».......66

Памятка для педагогов и родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти».........................................69

Конфликт в детско-материнских отношениях......................71

«Я так жду, что она умрет!».............................................71

«Забыли забрать из детского сада»................................74

Нет фотографии семьи.....................................................77

Сибс-конфликты............................................................................79

«Мама, носи меня на руках!»..........................................79

«Я ее не слышала!».............................................................84

«Ну родился и родился, чего радуетесь!».....................85

«Мама, если ты меня любишь, то не поведешь в детский сад!»..............85

Проблемы адаптации...................................................................87

Что происходит с ребенком?...........................................87

«Это плохой мальчик внутри меня»...............................88

«Не хочу, не буду!»............................................................90

Причины плохой адаптации детей.......................................92

«Мне трудно жить!»...........................................................96

Памятка для педагогов «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»......99

Памятка для педагогов по консультированию родителей.................101

«Вдруг их подменили?»...................................................103

Воспитание не соответствует полу ребенка........................105

Девочка любит играть в машинки................................105

«Я даже не знаю, на кого она похожа!»......................108

Девочка Маша играет только в машинки...................113

Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет)

Страхи у детей.............................................................................116

«Как приучить сына к боли?»........................................116

«Мама меня убьет, если я сниму колготки!»..............118

Опросник «Страхи у детей» (Автор А. И. Захаров).......122

Памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со  страхами»..........................128

Памятка для педагогов и родителей: «Осторожно, страхи!»................129

«Вот почему я болею!».....................................................130

«Посмотри, Аня, весь мир — опасность!»..................133

Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей...137

«Собакой буду!»................................................................137

Памятка для родителей и педагогов: «Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?».....139

«Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!»..................140

«Я первый!»........................................................................142

Памятка для педагогов и родителей при столкновении с психологическими защитами у детей............................146

Мальчик пришел в детский сад со следами побоев.......................146

Психологическая помощь детям при дисгармонии в семейных отношениях................151

«У меня есть плохие моменты».....................................152

«Нарисую убийцу»...........................................................157

«Мои родители теперь два раза развелись»...............158

Опросник для родителей «Любимая сказка»...................164

Семейное интервью (автор А. И. Захаров)......................165

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста.......169

«Ты испортила мне праздник!».....................................172

«Так боится воспитательницы, что весь трясется при виде ее!».........175

«Крыса!»..............................................................................177

Вопросник «Отношение детей к педагогу»......................183

Анкета «Отношение педагога к ребенку»........................190

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста......193

«Меня вчера папа обидел словами».............................196

«Нахалка!»..........................................................................198

Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»...................................202

Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста».......................203

Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»...........................204

Словарь..........................................................................................206

Литература....................................................................................213

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Программа «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста»...........................218

Приложение 2

Психологическая компетентность взрослых.........................235

Приложение 3

Игры на тему «Знакомство»......................................................238

Приложение 4

Тренинг общения (16 занятий).................................................240

Приложение 5

Программа коррекционно-развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста (16 занятий)....................254

Приложение 6

Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов)...259

Приложение 7

Программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей (30 занятий)....263

Приложение 8

Занятие с детьми 5 — 6 лет на тему  «Я обиделся!».............276

 

 

(Е.Е. Алексеева  “Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? (Учебно-методическое пособие)” 2008)