Оглавление
Введение............................................................................................3
Глава 1. РАННИЙ ВОЗРАСТ (до 3 лет)
Агрессивное поведение..................................................................9
Категорическое «нет» на все предложения....................9
«Уже покусала двоих детей»............................................11
«Что означает пристрастие к такой игре?»..................13
Проблемы в детско-материнских отношениях.....................16
«Я не понимаю, что она хочет».......................................16
От ребенка неприятно пахнет.........................................18
«Не могу найти подход к дочери»..................................20
«Так получилось, что я хочу развестись с мужем...»............................................................................21
Страхи у детей раннего возраста.............................................23
«Тебя Бармалей тоже заберет!»......................................23
«Что делать, ведь скоро появятся мухи?».....................24
Несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей........26
«Я не девочка, а мальчик!»...............................................26
Психологическая несовместимость с ребенком....................28
«Она упрямая, как папа!».................................................28
Проблемы адаптации...................................................................30
Воспитательница отобрала бутылочку...........................30
Младший, средний, старший или единственный?................32
«Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!».....35
«Он ближе мне!».................................................................38
«Не хотелось бы опоздать»...............................................39
Памятка для педагогов и родителей по воспитанию младшего ребенка..............................41
Памятка для педагогов и родителей по воспитанию старшего ребенка..............................42
Памятка для педагогов и родителей по воспитанию среднего ребенка.............................42
Памятка для педагогов и родителей по воспитанию единственного ребенка.....................43
Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет)
Проблемы общения со сверстниками......................................47
«У ежика не было друзей»...............................................47
Памятка для педагогов и родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста..........................................49
«Как научить сына общаться?».......................................51
Вербальная агрессия....................................................................55
Дети ругаются матом.........................................................55
Патологические привычки.........................................................57
Сосание предметов..................................................................58
«Девочка очень привязана к тряпочке»........................58
Сосание соски...........................................................................59
Шла Соня в детский сад и сосала соску.......................59
Сосание пальца.........................................................................61
Кусание или грызение ногтей (онихофагия).....................62
«Как отучить Ваню грызть ногти?»................................63
Онанизм (мастурбация)..........................................................64
«Мама бьет сына по рукам».............................................64
Девочка ерзает на стуле..................................................65
«Я не верю, что ей может присниться белиберда».......66
Памятка для педагогов и родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти».........................................69
Конфликт в детско-материнских отношениях......................71
«Я так жду, что она умрет!».............................................71
«Забыли забрать из детского сада»................................74
Нет фотографии семьи.....................................................77
Сибс-конфликты............................................................................79
«Мама, носи меня на руках!»..........................................79
«Я ее не слышала!».............................................................84
«Ну родился и родился, чего радуетесь!».....................85
«Мама, если ты меня любишь, то не поведешь в детский сад!»..............85
Проблемы адаптации...................................................................87
Что происходит с ребенком?...........................................87
«Это плохой мальчик внутри меня»...............................88
«Не хочу, не буду!»............................................................90
Причины плохой адаптации детей.......................................92
«Мне трудно жить!»...........................................................96
Памятка для педагогов «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»......99
Памятка для педагогов по консультированию родителей.................101
«Вдруг их подменили?»...................................................103
Воспитание не соответствует полу ребенка........................105
Девочка любит играть в машинки................................105
«Я даже не знаю, на кого она похожа!»......................108
Девочка Маша играет только в машинки...................113
Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет)
Страхи у детей.............................................................................116
«Как приучить сына к боли?»........................................116
«Мама меня убьет, если я сниму колготки!»..............118
Опросник «Страхи у детей» (Автор А. И. Захаров).......122
Памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со страхами»..........................128
Памятка для педагогов и родителей: «Осторожно, страхи!»................129
«Вот почему я болею!».....................................................130
«Посмотри, Аня, весь мир — опасность!»..................133
Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей...137
«Собакой буду!»................................................................137
Памятка для родителей и педагогов: «Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?».....139
«Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!»..................140
«Я первый!»........................................................................142
Памятка для педагогов и родителей при столкновении с психологическими защитами у детей............................146
Мальчик пришел в детский сад со следами побоев.......................146
Психологическая помощь детям при дисгармонии в семейных отношениях................151
«У меня есть плохие моменты».....................................152
«Нарисую убийцу»...........................................................157
«Мои родители теперь два раза развелись»...............158
Опросник для родителей «Любимая сказка»...................164
Семейное интервью (автор А. И. Захаров)......................165
Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста.......169
«Ты испортила мне праздник!».....................................172
«Так боится воспитательницы, что весь трясется при виде ее!».........175
«Крыса!»..............................................................................177
Вопросник «Отношение детей к педагогу»......................183
Анкета «Отношение педагога к ребенку»........................190
О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста......193
«Меня вчера папа обидел словами».............................196
«Нахалка!»..........................................................................198
Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»...................................202
Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста».......................203
Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»...........................204
Словарь..........................................................................................206
Литература....................................................................................213
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Программа «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста»...........................218
Приложение 2
Психологическая компетентность взрослых.........................235
Приложение 3
Игры на тему «Знакомство»......................................................238
Приложение 4
Тренинг общения (16 занятий).................................................240
Приложение 5
Программа коррекционно-развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста (16 занятий)....................254
Приложение 6
Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов)...259
Приложение 7
Программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей (30 занятий)....263
Приложение 8
Занятие с детьми 5 — 6 лет на тему «Я обиделся!».............276
(Е.Е. Алексеева “Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? (Учебно-методическое пособие)” 2008)