Оглавление
Давайте познакомимся!......................................... 3
Общие проблемы и рекомендации в воспитании детей
Глава 1. Детская психология................................ 8
Чувство вины — большое наказание.................... 8
Пусть ребенок ошибается............................. 10
Почему дети не доверяют взрослым.................... 11
Когда формируется совесть........................... 13
Когда формируются полезные качества характера........ 14
Честность.......................................... 19
Отверженные....................................... 22
Упрямство, и что с ним делать?........................ 23
Гнев ребенка, сердиться ли в ответ? .................... 26
Сущность эгоизма................................... 27
Любимое слово «нет» ................................ 32
Врожденное стремление познавать..................... 35
Сейчас и немедленно ................................ 38
Детское совершенство ............................... 40
Открытые высказывания ............................. 42
Нестандартные дети ................................. 43
Время «Я сам» ...................................... 46
Трудные задачи ..................................... 48
Проблемы сна...................................... 49
Юмор и смех ....................................... 54
Глава 2. «Дурные» привычки................................ 57
Привычка сосать палец .............................. 57
Детские страхи...................................... 58
Что такое каприз и как с ним справиться?............... 62
Психология детского обмана..........................64
Что означает привычка грызть ногти? ................. 66
Телевизор и дети. Точки зрения «за» и «против»......... 67
Плаксивое дитя.................................... 69
Если малыш не отвечает на приветствие................. 72
Глава 3. Основы воспитания детей ......................... 75
Воспитательные традиции........................... 75
Брать на руки детей или не брать — искусственная дилемма ....................................... 76
Чтение — путь к мудрости, или Главный секрет воспитания..................................... 77
Как относиться к ссорам детей ....................... 81
Первые обязанности................................ 82
«Игрушкам — свое место» ........................... 83
Чувство меры...................................... 84
Распорядок дня .................................... 86
Дисциплина....................................... 87
Когда ребенок начинает рисовать...................... 88
Как научить ребенка определять время?................ 90
Пусть наши дети играют! ............................ 91
Выбор игрушек — дело серьезное..................... 96
Правила поведения с животными..................... 99
Информационное поле.............................. 100
Что значит жить по правилам ........................ 105
Завтра будет уже поздно.............................. 107
Пусть наши дети будут лучше нас..................... 108
Действие любви, понимания и объяснения
Глава 1. Педагогика взаимности ........................... 110
Понимание и объяснение............................ 112
Безусловная любовь ................................ 119
Глава 2. Психологические основы педагогики понимания ... 123
Самое популярное слово в воспитании детей ........... 123
Наказание или прощение?........................... 125
Дарите прощение................................... 127
«Не шумите!»...................................... 128
Избитые фразы, или Обман пошлостью................ 129
Гнев — стихия разрушения........................... 130
«Если ты не можешь воспитать себя, как же ты можешь воспитывать других?» ....................... 133
Чему в первую очередь нужно научить маленького ребенка........................................ 135
Зависит ли характер детей от типа воспитания? .........141
Обсуждение недостатков ребенка в присутствии других порождает комплексы.......................... 143
«Выражение лица — это то, что воспитывается в семье»........................................144
Ошибочное отношение к детям и как его исправить .....146
Устаревшие принципы воспитания.................... 148
Самоуважение делает мир уютным....................154
«Хороший ли я воспитатель?» ........................ 160
Глава 3. «Критический период»............................. 162
Практические советы по воспитанию и развитию детей разных возрастных групп
Глава 1. Особенности развития детей до одного года ........170
Новорожденный ...................................170
Развитие сенсорной и сенсомоторной сфер у ребенка до трех месяцев ................................. 174
Психическое развитие и занятия с ребенком от трех до шести месяцев................................ 181
Психическое развитие и занятия с ребенком от шести до девяти месяцев ............................... 185
Психическое развитие, игры и упражнения с детьми от девяти до двенадцати месяцев............191
Детские проблемы и психические особенности в возрасте одного года..................................... 196
Развитие сенсорной сферы ребенка ...................203
Глава 2. Особенности развития детей от года до трех лет ....209
Психическое развитие и занятия с ребенком от года до полутора лет .................................209
Особенности характера детей от года до полутора лет .... 217
Психическое развитие ребенка от полутора до двух лет .....................................228
Психическое развитие ребенка от двух до трех лет .....................................245
Творчество в рисунке и живописи.....................255
Глава 3. Особенности развития детей от трех до шести лет ... 261
Общее развитие ...................................261
Развитие психических процессов .....................262
Представление об окружающем мире..................266
Методические игры и упражнения
Глава 1. Методические занятия с детьми от трех до шести лет .. 276
Уровень знаний, игры и упражнения ..................276
Игры со слонами ..........................283
Глава 2. Методические занятия с детьми в возрасте шести-семи лет..........................289
Уровень знаний .........................289
Уроки юного ученого исследователя ................. 293
Развитие интеллектуальных способностей..............296
Упражнения на развитие памяти...................... 300
Глава 3. Подготовка к школе ......................... 307
Примечания......................... 311
От редактора........................ 313
Оглавление....................... 316
(Кашапов Р.Р. “Самоучитель для пап и мам” 2008)