Содержание

Индивидуальность в центре

Воспитание и образование — ступени на пути к свободе человека....................9

Образование и самообразование ребенка............ 10

Телесный, жизненный и душевный инструментарий «Я»........................................ 11

Салютогенез как основа процесса образования ..12

Создание здоровой телесной конституции..........15

Создание ощущения связи с миром через первичный опыт...................................... 16

Развитие способности к жизненной устойчивости .............................. 18

Обучение в раннем детстве и его условия

Особая природа обучения в раннем детстве........20

Педагогическое формирование окружения: порядок и надежность................... 22

Формирование окружения: ритм и повторение .. 23

Формирование окружения: логика фактов и взаимосвязи ..........................24

Личность воспитателя как составляющая окружения ребенка.............. 26

Самовоспитание воспитателя — подражание ребенка ........................................28

Переход к школьному обучению: когда же правильно начинать?

Игра и социальное поведение шестилетних ...... 30

Раннее интеллектуальное созревание и диссоциация ................................................33

Салютогенетический принцип развития согласно семилетним ритмам................... 35

Преобразование сил, формирующих тело.......... 37

Становление способности свободного представления ................................39

Цели образования и воспитания

Уважение к индивидуальности ребенка............42

Сопровождение в свободу и способность ответственности..........................42

Развитие социальных способностей ..................43

Задатки всеобъемлющего здоровья....................44

Время для дальнейшего развития .................... 44

Целостное образование и индивидуальная помощь ..............................45

Общий процесс обучения и воспитания от 0 до 18 лет..................................................46

Цели начальной школы

Задачи обучения в начальной школе................47

Педагогическое оформление жизненного окружения....................................47

Позитивная учебная атмосфера и надежные отношения....................................48

Функция взрослых как образца для подражания............................49

Основы аутентичности личности ......................49

Способность ощущения связи с миром и способность к жизненной устойчивости........50

Оздоровление средствами педагогики................50

Предоставление возможности дозреть................ 51

Основа сохраняющейся всю жизнь способности к обучению и работе......................52

Метаморфозы развития и обучение в соответствии с возрастом................................ 52

От обучения «руками» до обучения «головой» .................................... 53

Передача этических и социальных ценностей на активном примере......................... 54

Обучение в начальной школе

Школа как вызов для ребенка.......................... 56

Предпосылки целенаправленного обучения ...... 57

Создание позитивной учебной атмосферы.......... 58

Сохранение естественной радости от учебы........ 59

Усиление и развитие социальной компетентности..............................60

Сферы образования и воспитания. Детский сад

Общие положения............................................61

Свободная игра как способствующая развитию деятельность......63

Движение, развитие тела и здоровье ................ 67

Развитие речи..................................................71

Ритмико-музыкально-художественное образование .................................................... 75

Основы обучения математике и естественным наукам....................................80

Формирование социальных способностей ..........84

Основы компетентности в СМИ в детском саду и в начальной школе ................88

Сферы образования и воспитания. Начальная школа

Общие положения............................................ 94

Развитие движения..........................................99

Речевая компетенция и компетенция в чтении,

преподавание иностранных языков ................102

Обучение средствами искусства ...................... 107

Введение в математику .................................. 109

Практические занятия.................................... 111

Этико-моральные ценности ............................ 113

Индивидуальное развитие и отклонения в нем........................................ 114

Десятый год жизни........................................116

Условия обучения в детском саду и в школе

Самовоспитание.............................................. 119

Обучение и повышение квалификации педагога.................................. 123

Совместная работа учительской коллегии и родителей.....................................124

Единство детского сада и школы.................... 127

Совместная работа педагогов с терапевтами, врачами и специалистами.............. 128

Исследование и улучшение качества обучения..........................................129

Коллегиальное самоуправление и управление учреждением ............................ 133

Интеграция в социальное окружение.............. 136

Архитектура и оформление помещения .......... 137

Примечания...................................................... 139

 

(Патцлафф Р., Кальдер Т. и др. “Лейтмотивы вальдорфской педагогики.

От трех до девяти лет” 2008)