Содержание
Индивидуальность — в центре
Воспитание и образование — ступени на пути к свободе человека....................9
Образование и самообразование ребенка............ 10
Телесный, жизненный и душевный инструментарий «Я»........................................ 11
Салютогенез как основа процесса образования ..12
Создание здоровой телесной конституции..........15
Создание ощущения связи с миром через первичный опыт...................................... 16
Развитие способности к жизненной устойчивости .............................. 18
Обучение в раннем детстве и его условия
Особая природа обучения в раннем детстве........20
Педагогическое формирование окружения: порядок и надежность................... 22
Формирование окружения: ритм и повторение .. 23
Формирование окружения: логика фактов и взаимосвязи ..........................24
Личность воспитателя как составляющая окружения ребенка.............. 26
Самовоспитание воспитателя — подражание ребенка ........................................28
Переход к школьному обучению: когда же правильно начинать?
Игра и социальное поведение шестилетних ...... 30
Раннее интеллектуальное созревание и диссоциация ................................................33
Салютогенетический принцип развития согласно семилетним ритмам................... 35
Преобразование сил, формирующих тело.......... 37
Становление способности свободного представления ................................39
Цели образования и воспитания
Уважение к индивидуальности ребенка............42
Сопровождение в свободу и способность ответственности..........................42
Развитие социальных способностей ..................43
Задатки всеобъемлющего здоровья....................44
Время для дальнейшего развития .................... 44
Целостное образование и индивидуальная помощь ..............................45
Общий процесс обучения и воспитания от 0 до 18 лет..................................................46
Цели начальной школы
Задачи обучения в начальной школе................47
Педагогическое оформление жизненного окружения....................................47
Позитивная учебная атмосфера и надежные отношения....................................48
Функция взрослых как образца для подражания............................49
Основы аутентичности личности ......................49
Способность ощущения связи с миром и способность к жизненной устойчивости........50
Оздоровление средствами педагогики................50
Предоставление возможности дозреть................ 51
Основа сохраняющейся всю жизнь способности к обучению и работе......................52
Метаморфозы развития и обучение в соответствии с возрастом................................ 52
От обучения «руками» до обучения «головой» .................................... 53
Передача этических и социальных ценностей на активном примере......................... 54
Обучение в начальной школе
Школа как вызов для ребенка.......................... 56
Предпосылки целенаправленного обучения ...... 57
Создание позитивной учебной атмосферы.......... 58
Сохранение естественной радости от учебы........ 59
Усиление и развитие социальной компетентности..............................60
Сферы образования и воспитания. Детский сад
Общие положения............................................61
Свободная игра как способствующая развитию деятельность......63
Движение, развитие тела и здоровье ................ 67
Развитие речи..................................................71
Ритмико-музыкально-художественное образование .................................................... 75
Основы обучения математике и естественным наукам....................................80
Формирование социальных способностей ..........84
Основы компетентности в СМИ в детском саду и в начальной школе ................88
Сферы образования и воспитания. Начальная школа
Общие положения............................................ 94
Развитие движения..........................................99
Речевая компетенция и компетенция в чтении,
преподавание иностранных языков ................102
Обучение средствами искусства ...................... 107
Введение в математику .................................. 109
Практические занятия.................................... 111
Этико-моральные ценности ............................ 113
Индивидуальное развитие и отклонения в нем........................................ 114
Десятый год жизни........................................116
Условия обучения в детском саду и в школе
Самовоспитание.............................................. 119
Обучение и повышение квалификации педагога.................................. 123
Совместная работа учительской коллегии и родителей.....................................124
Единство детского сада и школы.................... 127
Совместная работа педагогов с терапевтами, врачами и специалистами.............. 128
Исследование и улучшение качества обучения..........................................129
Коллегиальное самоуправление и управление учреждением ............................ 133
Интеграция в социальное окружение.............. 136
Архитектура и оформление помещения .......... 137
Примечания...................................................... 139
(Патцлафф Р., Кальдер Т. и др. “Лейтмотивы вальдорфской педагогики.
От трех до девяти лет” 2008)