СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ .................................................... 5

Речь и ее функции ............................................................................ 6

Речь как средство общения ......................................................................... 6

Речь как средство мышления ....................................................................... 6

Речь как средство контроля ........................................................................ 7

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет ................................................. 8

Развитие речи как одно из направлений раннего развития ..................................... 8

Развитие речи в младенчестве (довербальный период) ........................................... 8

Феномен автономной детской речи ................................................................ 9

Первые слова ...................................................................................... 11

Первые фразы ..................................................................................... 12

Динамика формирования речи ребенка .......................................................... 12

Особенности развития речи мальчиков и девочек ............................................... 14

Что такое «язык няни»? ............................................................................ 15

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ..................................... 17

Признаки неблагополучного развития речи ................................................. 19

Причины задержки развития речи в раннем возрасте ...................................... 21

Речевой диагноз ребенка ................................................................... 27

Диагноз «Задержка речевого развития» — ЗРР ................................................... 27

Диагноз «Общее недоразвитие речи» — ОНР .................................................... 28

Другие логопедические и неврологические диагнозы ........................................... 28

Недоразвитие речи как вторичное нарушение .............................................. 35

Вторичные нарушения, возникающие в результате проблем в речевом развитии ........... 36

Речевой негативизм .............................................................................. 36

Задержка в умственном развитии ребенка ....................................................... 37

Затруднения в процессе общения с другими людьми ............................................ 37

Деформация личностных черт .................................................................... 37

Общая невротизация ребенка .................................................................... 38

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ..... 39

Знакомьтесь: логопед ........................................................................ 41

Что делать, если малыш молчит? Ждать или помогать? ...................................... 42

Мнения родителей ................................................................................ 42

Мнения логопедов ................................................................................ 44

Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте ........................................ 45

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия .......................................... 45

Консультация логопеда и другие виды обследований ............................................ 46

Отношение близких к диагнозу ребенка .......................................................... 48

Прогноз развития речи ребенка .................................................................. 49

Виды логопедической помощи ребенку раннего возраста ................................... 50

Логопедические занятия .......................................................................... 50

Помощь близких .................................................................................. 50

Логопедические занятия с детьми раннего возраста ........................................ 51

Особенности развивающих занятий с детьми раннего возраста ............................. 51

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста .......................... 55

Взаимодействие логопеда и родителей ребенка ................................................. 57

Организация логопедической помощи в нашей стране .......................................... 58

Особенности общения с неговорящим ребенком в семье .................................... 59

Как правильно говорить с ребенком .............................................................. 59

Как помочь малышу в бытовом общении ......................................................... 60

Развитие делового общения взрослого и ребенка ............................................... 61

Развитие общей и речевой активности ребенка .................................................. 62

422

Варианты помощи в ходе речевого общения с ребенком ........................................ 65

Организация речевых занятий в домашних условиях ............................................ 68

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ................. 69

Как заниматься по книге «Помогите малышу заговорить» ................................... 71

Особенности ситуации развития ребенка с отставанием в речевом развитии в семье .................................. 71

Особенности организации занятий ............................................................... 72

Составление плана коррекционной работы ...................................................... 74

Оценка результатов ............................................................................... 75

Развитие понимания речи ................................................................... 79

Создание речевой среды .......................................................................... 79

Содержание пассивного словаря ................................................................. 85

Накопление пассивного словаря ................................................................. 88

Развитие активной речи ..................................................................... 94

Оречевление активности ребенка ................................................................ 94

Развитие речевого подражания ................................................................... 96

Использование ритма в развитии речи .......................................................... 105

Развитие глагольного словаря ................................................................... 127

Развитие речи в предметных играх .............................................................. 156

Беседы по картинкам ............................................................................. 171

Специальные приемы развития активной речи малыша ........................................ 227

Знакомство с окружающим миром как основа развития речи ребенка................. 281

Продолжение работы по развитию речи ребенка в дошкольном возрасте ............. 283

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА .. 285

Развитие подражания ...................................................................... 287

Развитие слуха ............................................................................. 296

Развитие неречевого слуха ...................................................................... 296

Развитие речевого слуха ......................................................................... 302

Развитие дыхания ......................................................................... 308

Развитие физиологического дыхания ............................................................ 308

Развитие речевого дыхания ...................................................................... 317

Развитие мелкой моторики ................................................................ 322

Массаж рук ....................................................................................... 325

Игры с предметами ............................................................................... 326

Пальчиковые игры ............................................................................... 338

Психотерапия в домашних условиях ....................................................... 353

Необходимость психотерапевтической работы ................................................. 353

Игры с водой ..................................................................................... 355

Игры с песком .................................................................................... 356

Игры со снегом ................................................................................... 358

Игры с крупами ................................................................................... 359

Игры с камешками ............................................................................... 361

Игры с предметами ............................................................................... 363

РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ ...................................... 367

Раннее развитие — восторги и споры ...................................................... 369

Логопедические проблемы и пути их решения ............................................ 373

Малыш и иностранный язык ............................................................... 384

Ребенок и книга ............................................................................ 399

Ребенок в мире информации .............................................................. 413

 

(Е.А. Янушко “Помогите малышу заговорить (Развитие речи детей 1-3 лет)” 2015)