СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ .................................................... 5
Речь и ее функции ............................................................................ 6
Речь как средство общения ......................................................................... 6
Речь как средство мышления ....................................................................... 6
Речь как средство контроля ........................................................................ 7
Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет ................................................. 8
Развитие речи как одно из направлений раннего развития ..................................... 8
Развитие речи в младенчестве (довербальный период) ........................................... 8
Феномен автономной детской речи ................................................................ 9
Первые слова ...................................................................................... 11
Первые фразы ..................................................................................... 12
Динамика формирования речи ребенка .......................................................... 12
Особенности развития речи мальчиков и девочек ............................................... 14
Что такое «язык няни»? ............................................................................ 15
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ..................................... 17
Признаки неблагополучного развития речи ................................................. 19
Причины задержки развития речи в раннем возрасте ...................................... 21
Речевой диагноз ребенка ................................................................... 27
Диагноз «Задержка речевого развития» — ЗРР ................................................... 27
Диагноз «Общее недоразвитие речи» — ОНР .................................................... 28
Другие логопедические и неврологические диагнозы ........................................... 28
Недоразвитие речи как вторичное нарушение .............................................. 35
Вторичные нарушения, возникающие в результате проблем в речевом развитии ........... 36
Речевой негативизм .............................................................................. 36
Задержка в умственном развитии ребенка ....................................................... 37
Затруднения в процессе общения с другими людьми ............................................ 37
Деформация личностных черт .................................................................... 37
Общая невротизация ребенка .................................................................... 38
ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ..... 39
Знакомьтесь: логопед ........................................................................ 41
Что делать, если малыш молчит? Ждать или помогать? ...................................... 42
Мнения родителей ................................................................................ 42
Мнения логопедов ................................................................................ 44
Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте ........................................ 45
ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия .......................................... 45
Консультация логопеда и другие виды обследований ............................................ 46
Отношение близких к диагнозу ребенка .......................................................... 48
Прогноз развития речи ребенка .................................................................. 49
Виды логопедической помощи ребенку раннего возраста ................................... 50
Логопедические занятия .......................................................................... 50
Помощь близких .................................................................................. 50
Логопедические занятия с детьми раннего возраста ........................................ 51
Особенности развивающих занятий с детьми раннего возраста ............................. 51
Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста .......................... 55
Взаимодействие логопеда и родителей ребенка ................................................. 57
Организация логопедической помощи в нашей стране .......................................... 58
Особенности общения с неговорящим ребенком в семье .................................... 59
Как правильно говорить с ребенком .............................................................. 59
Как помочь малышу в бытовом общении ......................................................... 60
Развитие делового общения взрослого и ребенка ............................................... 61
Развитие общей и речевой активности ребенка .................................................. 62
422
Варианты помощи в ходе речевого общения с ребенком ........................................ 65
Организация речевых занятий в домашних условиях ............................................ 68
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ................. 69
Как заниматься по книге «Помогите малышу заговорить» ................................... 71
Особенности ситуации развития ребенка с отставанием в речевом развитии в семье .................................. 71
Особенности организации занятий ............................................................... 72
Составление плана коррекционной работы ...................................................... 74
Оценка результатов ............................................................................... 75
Развитие понимания речи ................................................................... 79
Создание речевой среды .......................................................................... 79
Содержание пассивного словаря ................................................................. 85
Накопление пассивного словаря ................................................................. 88
Развитие активной речи ..................................................................... 94
Оречевление активности ребенка ................................................................ 94
Развитие речевого подражания ................................................................... 96
Использование ритма в развитии речи .......................................................... 105
Развитие глагольного словаря ................................................................... 127
Развитие речи в предметных играх .............................................................. 156
Беседы по картинкам ............................................................................. 171
Специальные приемы развития активной речи малыша ........................................ 227
Знакомство с окружающим миром как основа развития речи ребенка................. 281
Продолжение работы по развитию речи ребенка в дошкольном возрасте ............. 283
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА .. 285
Развитие подражания ...................................................................... 287
Развитие слуха ............................................................................. 296
Развитие неречевого слуха ...................................................................... 296
Развитие речевого слуха ......................................................................... 302
Развитие дыхания ......................................................................... 308
Развитие физиологического дыхания ............................................................ 308
Развитие речевого дыхания ...................................................................... 317
Развитие мелкой моторики ................................................................ 322
Массаж рук ....................................................................................... 325
Игры с предметами ............................................................................... 326
Пальчиковые игры ............................................................................... 338
Психотерапия в домашних условиях ....................................................... 353
Необходимость психотерапевтической работы ................................................. 353
Игры с водой ..................................................................................... 355
Игры с песком .................................................................................... 356
Игры со снегом ................................................................................... 358
Игры с крупами ................................................................................... 359
Игры с камешками ............................................................................... 361
Игры с предметами ............................................................................... 363
РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ ...................................... 367
Раннее развитие — восторги и споры ...................................................... 369
Логопедические проблемы и пути их решения ............................................ 373
Малыш и иностранный язык ............................................................... 384
Ребенок и книга ............................................................................ 399
Ребенок в мире информации .............................................................. 413
(Е.А. Янушко “Помогите малышу заговорить (Развитие речи детей 1-3 лет)” 2015)