СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие........................... 3

Глава I. Общие сведения

§ 1. Курс алгебры восьмилетней школы............ 5

§ 2. Индукция и дедукция. Аналогия. Анализ и синтез .... 7

§ 3. Алгоритмы в алгебре ................. 9

§ 4 Формирование новых понятий, умений, навыков ..... 10

§ 5. Основы программированного обучения ......... 12

§ 6. Некоторые вопросы обучения на уроке ......... 18

§ 7. Устные упражнения ................ 24

§ 8. Домашнее задание. Проверка его........... 26

§ 9. Наглядность преподавания ............ 28

§ 10. Поурочная оценка .................. 31

§ 11. Эффективность урока. Активизация методов обучения ... 32

§ 12. Подготовка к уроку ................. 39

§ 13. Контрольные работы................. 40

§ 14. Формы и методы повторения на уроках алгебры ..... 44

§ 15. Воспитание учащихся в связи с обучением алгебре .... 45

Глава II. Алгебраические выражения

§ 1. Общие сведения................... 47

§ 2. Традиционные способы введения буквенных обозначений .. 48

§ 3. Введение буквенных обозначений с помощью чистого бланка.

Алгебраические выражения .............. 56

§ 4. Значение алгебраического выражения. Допустимые значения букв.......................... 60

§ 5. Чтение и запись алгебраических выражений....... 64

§ 6. Степень ....................... 67

§ 7. Равенство. Формула ................. 69

§ 8. Буквенная запись законов и свойств арифметических дейст­вий ......................... 74

§ 9. Буквенная запись числового неравенства......... 75

§ 10. Введение понятия множества .............. 76

§ 11. Объединение множеств. Подмножества ......... 78

Глава III. Рациональные числа. Уравнения

§ 1. Общие сведения .................... 80

§ 2. Введение отрицательных чисел ............. 81

§ 3. Нуль, как число, характеризующее величину....... 84

§ 4. Рациональные числа Числовая ось ........... 85

§ 5. Абсолютная величина числа .............. 90

§ 6. Сложение рациональных чисел ............. 92

§ 7. Вычитание рациональных чисел ............ 102

§ 8. Алгебраическая сумма ................ 104

§ 9. Сравнение рациональных чисел ............ 105

§ 10. Умножение и деление рациональных чисел ....... 106

§ 11. Общие выводы ................... 111

§ 12. Уравнения в VI классе ................. 114

§ 13. Решение уравнений в VI классе ............ 116

Глава IV. Функциональная пропедевтика

§ 1. Общие сведения ................... 122

§ 2. Функциональная пропедевтика на уроках арифметики в V классе ........................

§ 3. Функциональная пропедевтика в VI классе ....... 125

Г л а в а V. Действия над целыми алгебраическими выражениями

§ 1. Общие замечания по теме ............... 129

§ 2. Одночлен и многочлен ................. 130

§ 3. Приведение подобных членов ............. 132

§ 4. Сложение и вычитание одночленов и многочленов. Раскры­тие скобок .................... 135

§ 5. Умножение и деление одночленов ............ 138

§ 6. Умножение и деление многочлена на одночлен ...... 140

§ 7. Умножение многочленов ................ 142

§ 8. Формулы умножения ................. 145

§ 9. Деление многочленов ................. 150

§ 10. Подведение итогов по курсу алгебры VI класса...... 151

Глава VI. Уравнения первой степени с одним неизвестным

§ 1. Общие замечания по теме ............... 154

§ 2. Тождество и уравнение ................

§ 3. Уравнения в VII классе ................ 158

§ 4. Равносильность уравнений................ 160

§ 5. Решение в VII классе уравнений первой степени с одним неизвестным (первый этап).......163

§ 6. Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величи­ны ......................... 167

Глава VII. Разложение многочленов на множители

§ 1. Общие сведения ................... 168

§ 2. Вынесение за скобку ................. 169

§ 3. Способ группировки ................. 171

§ 4. Разложение на множители по формулам умножения .... 172

§ 5. Применение всех способов ............... 175

§ 6. Приложение разложения на множители ......... 176

§ 7. Деление многочленов с использованием формул умножения. 178

§ 8. Другие способы разложения многочленов на множители. 179

Глава VIII. Алгебраические дроби

§ I. Общие сведения ................... 182

§ 2. Основное свойство дроби. Сокращение дробей....... 184

§ 3. Обозначение а-n = 1/an .................. 185

§ 4. Сложение и вычитание алгебраических дробей....... 186

§ 5. Умножение и деление дробей .............. 190

§ 6. Сложные алгебраические дроби ............ 192

§ 7. Упражнения на все действия с алгебраическими дробями .. 193

§ 8. Решение уравнений, содержащих неизвестное в знаменателе 196

§ 9. Решение уравнений первой степени с буквенными коэффици­ентами ....................... 200

Глава IX. Координаты и простейшие графики

§ 1. Общие замечания по теме ............... 202

§ 2. Введение понятия координатной плоскости ....... 203

§ 3. Прямая пропорциональная зависимость. График зависимости

y = ax.......................... 207

§ 4. График зависимости у = ах+b.............. 211

§ 5. График зависимости у =a/x 214

 

Глава X. Система линейных уравнений с двумя неизвестными

§ 1. Общие сведения .................... 216

§ 2. Пересечение множеств .................

§ 3. Линейное уравнение с двумя неизвестными......... 218

§ 4. Введение понятия системы уравнений .......... 219

§ 5. Обоснование решения систем уравнений ......... 222

§ 6. Решение систем уравнений первой степени с двумя неизвест­ными ........................ 224

§ 7. Искусственные приемы решения систем уравнений в VII классе ........................ 229

§ 8. Особые случаи решения систем двух уравнений первой степе­ни ................... 232

Глава XI. Счетная линейка (начало)

§ 1. Общие сведения .................... 234

§ 2. Неравномерная шкала. Чтение основной шкалы счетной линейки .......................

§ 3. Умножение и деление.................. 239

Глава XII. Квадратный корень

§ 1. Общие замечания по теме................. 243

§ 2. Вычисление квадратов чисел................

§ 3. Арифметический квадратный корень .......... 246

§ 4. Приближенный арифметический квадратный корень из поло­жительного числа. График зависимости у = √х..... 248

§ 5. Квадратный корень из произведения, дроби, степени .... 249

§ 6. Извлечение квадратного корня из положительного числа с

помощью таблиц и счетной линейки ......... 252

Г л а в а XIII. Квадратные уравнения

§ 1. Общие сведения .................... 255

§ 2. Квадратные уравнения ................ 256

§ 3. Система формул корней квадратного уравнения ...... 258

§ 4. Решение уравнения, содержащего неизвестное в знаменателе.

Графическое решение квадратного уравнения ...... 262

§ 5. Теорема Виета .................... 266

§ 6. Разложение квадратного многочлена на линейные множи­тели ......................... 270

§ 7. Решение систем уравнений в VIII классе.......... 273

Глава XIV. Составление уравнений по условию задачи

§ 1. Общие сведения .................... 276

§ 2. Составление уравнения по условию задачи ........

§ 3. Рациональные способы выбора неизвестного ....... 282

§ 4. Оформление записи решения задач на составление уравнений 286

§ 5. Классификация задач на составление уравнений...... 288

§ 6. Проверка решения ................... 288

§ 7. Исследование решения уравнений 291

§ 8 Использование метода составления уравнений для отыскания

решения арифметических задач ............. 292

Глава XV Функции и графики

§ 1. Общие замечания по теме ............... 293

§ 2. Постоянные и переменные величины...........

§ 3. Независимая переменная. Функция........... 294

§ 4. График функции у = ах и у = ах + b 301

§ 5. График функции у = ах2 ............... 305

§ 6. График функции у = ах2 + с ............. 308

§ 7. График функции у = а (х m)2 ............ 312

§ 8. График функции у = ах2 + bх + с ................................. 314

§ 9. Упражнение на исследование функции..........318

§ 10. Приемы, ускоряющие построение графиков функций. 326

§ 11. График функции у = х3. Возведение чисел в куб ..... 329

§ 12. График функции у = 3√х. Извлечение кубического корня из

числа ........................ 330

§ 13. Упражнения, в которых используются графики функций 331

Библиография......................... 337

 

(Барыбин К.С. “Методика преподавания алгебры. Пособие для учителей восьмилетней школы” 1965)