ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.............................. 5
Введение ............................... 6
Глава I. АРИФМЕТИКА
История арифметики на уроках
V класс
1. Натуральные числа......................... 11
1. О происхождении арифметики. Счет и десятичная система счисления ............................. —
2. О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры разных времен.......................... 13
3. О счетных приборах. Русские счеты. Вычислительные машины 17
4. О натуральном ряде. «Исчисление песчинок» Архимеда. Современная запись больших чисел................. 20
5. О простых числах. Евклид и Эратосфен. Чебышев....... 23
6. О задаче Гольдбаха. Нерешенные задачи теории чисел..... 24
7. Возникновение и совершенствование мер длины. О метрической системе мер......................... 26
2. Обыкновенные дроби........................ 30
8. О происхождении дробей. Дроби в древнем Риме........ —
9. Дроби в древнем Египте.................... —
10. Вавилонская нумерация. Шестидесятеричные дроби....... 32
11. Нумерация и дроби в древней Греции............. 36
12. Древнекитайские задачи с дробями.............. 37
13. Староиндийская задача с цветами и пчелами.......... 38
14. Задачи с дробями у древних армян.............. 40
15. Нумерация и дроби на Руси.................. 41
16. Ал-Хорезми и его «Арифметика»................ 43
17. Абацисты и алгоритмики в средневековой Европе........ 45
18. «Арифметика» Магницкого. Задачи с
дробями......... 47
3. Десятичные дроби.......................... 49
19. Происхождение десятичных дробей............... —
20. От шестидесятеричных к десятичным дробям. Ал-Каши .... 50
21. «Десятая» Симона Стевина.................. 53
22. Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества................... 54
23. Фигурные числа........................ —
24. Треугольные числа....................... 55
25. Квадратные числа. Формула Диофанта............ —
26. Магические квадраты...................... 56
27. Магический квадрат А. Дюрера. Гравюра «Меланхолия» ... 57
28. Развитие понятия о числе. От натуральных к дробным числам 59
4. Совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями. Отношение величин. Измерение величин................ 60
29. О периодических дробях.................... —
30. Древнеегипетская задача с дробями.............. 61
31. Из истории нуля........................ —
32. Об измерении земного меридиана Эратосфеном........ 62
33. От эмпирической к теоретической арифметике......... 63
VI класс
5. Приближенные вычисления..................... 64
34. О происхождении приближенных чисел............. —
35. «Правило А. Н. Крылова»................... —
6. Проценты.............................. 65
36. Проценты в прошлом и в настоящее время.......... —
37. Арифметические знаки и обозначения. Знак процента..... 66
38. Об арифметических таблицах.................. 68
7. Пропорции ............................. 69
39. Число и отношение...................... —
40. Пропорции в древней Греции.................. 70
41. Как записывали пропорции в прошлом............ 71
42. О тройном правиле....................... 72
43. Задача на пропорциональное деление из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого............................ —
44. О том, как дошли люди до настоящей арифметики...... 73
История арифметики па внеклассных занятиях
8. Пальцевый счет. Различные приемы умножения........... 77
9. Проверка действий с помощью девятки............... 81
10. Пифагор и его школа. О дружественных и совершенных числах. Проблемы, ожидающие своего решения................ 84
11. Из истории дробей ........................ 88
12. Старые русские, метрические и другие меры. Современная наука и создание международной системы мер............... 91
13. Счет и системы счисления. Устная и письменная нумерация .... 96
14. Счетные приборы. Вычислительные машины............. 106
15. Как научились люди измерять время (Из истории календаря). Новое определение секунды ........... 112
16. О происхождении некоторых числовых суеверий.......... 116
17. Исторические задачи........................ 120
Глава II. АЛГЕБРА
История алгебры на уроках
VI класс
1. Алгебраические выражения.....................129
1. От арифметики к алгебре...................—
2. Буквы и знаки. Алгебраические выражения...........130
2. Рациональные числа. Уравнения..................132
3. Возникновение отрицательных чисел..............—
4. «Люди не одобряют отрицательных чисел...» От Диофанта до Бхаскары ...........................133
5. Путь к признанию.......................134
6. Задача на составление уравнений из «Московского папируса» .. 135
3. Действия над алгебраическими выражениями. Из истории алгебраической символики.........................136
7. Начало буквенной символики. Возведение в степень......—
8. О коэффициенте........................137
9. От алгебры риторической к алгебре символической.......—
10. Формулы умножения. Геометрическая алгебра в древности ... 139
11. Алгебраические сведения в «Арифметике» Л. Ф. Магницкого ... 140
12. «Всеобщая Арифметика» И. Ньютона.............—
VII класс
4. Уравнения первой степени с одним неизвестным..........141
13. Из истории уравнений. Метод ложного положения в Египте .. —
14. Решение уравнений в древней Греции и Индии........142
15. О происхождении слова «алгебра»...............143
16. И. Ньютон о языке алгебры..................144
5. Разложение многочленов на множители..............145
17. Из истории скобок.......................—
18. Об основных законах действий. Распределительный закон у Евклида .............................146
19. Об одной формуле Диофанта..................—
20. О записи и знаках умножения и деления............—
21. «Универсальная Арифметика» Л. Эйлера............147
6. Алгебраические дроби.......................148
22. И. Ньютон об алгебраической дроби..............—
23. Обозначение 1/an= a-n.....................149
24. Алгебраические дроби у
Диофанта...............—
25. Одно тождество Эйлера....................149
26. О буквенных коэффициентах. Задача Ариабхатты........—
7. Координаты и графики...................151
27. О координатах.........................—
28. О методе координат и о графиках ..............—
8. Система уравнений первой степени с двумя неизвестными.....152
29. Неопределенные уравнения................—
30. Система уравнений первой степени с двумя неизвестными и ее решение в древности....................153
31. Две задачи ал-Хорезми.....................155
32. Из «Греческой антологии»...................—
33. Учение об уравнениях и расширение понятия о числе......156
VIII класс
9. Счетная линейка..........................157
34. О счетной линейке.......................—
10. Квадратный корень и квадратные уравнения............158
35. Извлечение квадратного корня из положительных чисел .... —
36. О знаке корня.........................159
37. Квадратные уравнения в древнем Вавилоне.........160
38. Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения.....—
39. Квадратные уравнения в Индии................161
40. Квадратные уравнения у ал-Хорезми..............162
41. Квадратные уравнения в Европе XIII—XVII вв.........163
42. О теореме Виета........................164
43. О знаках равенства и неравенства...............—
44. Из истории решения системы уравнений, содержащей одно уравнение второй степени и одно линейное ............165
11. Функции и графики.....................166
45. Декартова переменная величина — поворотный пункт в развитии математики… ..........................—
46. Понятие функции...................... 168
47. Дальнейшее развитие понятия функции.............—
48. О кубическом корне......................170
49. О приближенном и графическом решении уравнений......171
50. Краткий обзор исторического развития алгебры........172
История алгебры на внеклассных занятиях
12. Старинные математические развлечения и действия над алгебраическими выражениями........................174
13. Алгебра в древней Индии и Китае ................178
14. О Диофанте и диофантовых уравнениях. «Последняя теорема Ферма» 184
15. Женщины-математики .......................192
16. О термине и понятии «алгоритм»..................202
17. Геометрическая алгебра и решение квадратных уравнений.....206
18. Омар Хайям — математик и поэт..................211
19. Арифметика и алгебра в Европе в XII—XV вв...........215
20. Из истории развития алгебры в XVI в..............218
21. Рене Декарт — великий математик и мыслитель XVII в.......227
22. О величайшем математике XVIII в. — Леонарде Эйлере......230
23. О двух выдающихся русских математиках XIX в. Остроградском и Чебышеве.................235
24. Исторические задачи........................242
Глава III. ГЕОМЕТРИЯ
История геометрии па уроках
VI класс
1. Основные понятия.........................251
1. О происхождении геометрии..................—
2. О геометрических фигурах. Вычисление отрезков........253
3. О происхождении некоторых терминов и понятий........254
2. Треугольники............................256
4. О треугольниках........................—
5. О симметрии..........................—
6. О равнобедренном треугольнике. Фалес Милетский.......257
7. О признаках равенства треугольников ............. 259
8. О прямоугольном треугольнике.................260
3. Параллельность ..........................—
9. О параллельных прямых....................—
10. О построении прямой, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой. Аксиома параллельности.......261
11. О сумме углов треугольника.................262
12. Геометрические инструменты..................263
13. Об одном старинном способе определения недоступных расстояний ............................264
VII класс
4. Четырехугольники .........................266
14. О параллелограмме ......................—
15. О трапеции ..........................267
16. О задачах на построение...................—
5. Площадь многоугольника. Поверхность и объем призмы.......268
17. Вычисление площадей в древности...............—
18. О теореме Пифагора. Геометрия в древней Индии........269
19. Измерение площадей в древней Греции. Герон Александрийский. 270
20. О призме и параллелепипеде..................272
21. Измерение объемов ......................273
6. Окружность ............................274
22. Об окружности и ее радиусе..................—
23. О касательных к окружности. Архит Тарентский........275
24. О вписанных углах. Гиппократ
Хиосский............276
25. О длине окружности и площади круга. Архимед........276
26. О числе π...........................277
27. О цилиндре, его поверхности и объеме............279
28. Об одной ошибке древних египтян...............—
VIII класс
7. Пропорциональные отрезки. Подобие фигур............280
29. Отношение и пропорциональность отрезков..........—
30. О делении отрезка в данном отношении............281
31. О подобии...........................—
32. «Деление в данном отношении» Аполлония..........282
33. О построении подобных фигур. Пропорциональный циркуль. Галилей.............................283
8. Тригонометрические функции острого угла.............285
34. О происхождении тригонометрии................—
35. О тригонометрических таблицах................ —
36. О тригонометрических функциях и о развитии тригонометрии .. 287
9. Вписанные и описанные многоугольники..............289
37. «Замечательные» точки треугольника. Геометрия треугольника .. —
38. О правильных многоугольниках .................290
10. Вычисление площадей и объемов геометрических тел........291
39. О пирамиде и ее объеме....................—
40. О конусе ...........................292
41 О шаре ............................293
42. Краткий обзор развития геометрии ............... 295
История геометрии на внеклассных занятиях
11. Практическая геометрия у разных народов.............298
12. О развитии геометрии в древней Греции до Евклида........304
13. Александрийская эпоха. Евклид..................309
14. Архимед..............................312
15. Три знаменитых задачи древности.................318
16. Сто доказательств. Из истории теоремы Пифагора........325
17. Теорема Птолемея и составление тригонометрических таблиц ... 330
18. Деление площадей и преобразования равновеликих фигур......332
19. Приборы и инструменты в измерениях и геометрических построениях. Измерение меридиана........................ 334
20. О развитии геометрии. Геометрия Лобачевского..........342
21. Исторические задачи........................350
Ответы, указания и решения......................352
Литература ..............................357
Именной
указатель.......................363
(Г.И. Глейзер “История математики в школе” 1964)