ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора .................... 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ФИЗИКИ

Глава первая. Задачи методики физики

§ 1. Физика как наука....................... 9

§ 2. Физика как учебный предмет.................. 10

§ 3. Методика физики и её задачи................. 11

Глава вторая. Задачи и содержание курса физики средней школы

§ 4. Общие задачи школы-семилетки................ 13

§ 5. Задачи начального курса физики................ —

§ 6. Содержание знаний учащихся по физике............ 14

§ 7. Опыт и теория в курсе физики................. 16

1. Опыт в курсе физики. 2. Назначение и способы постановки опытов

§ 8. Элементы физических теорий в курсе начальной физики .... 19 1. Физические понятия как элементы научного мышления. 2. О процессе формирования понятий. 3. Физические теории в курсе начальной физики

§ 9. Элементы истории физики и техники в преподавании физики .. 24 1. Значение истории физики при ее преподавании. 2. Историче­ская тематика в основном курсе. 3. Историческая тематика на внеклассных занятиях. 4. Методика введения историче­ского материала. 5. Литература по истории физики.

§ 10. Политехническое образование и задачи преподавания физики ..37 1. О задаче политехнического образования. 2. Иллюстративная роль техники. 3. Способы ознакомления с техникой. 4. Навыки политехнического характера. 5. Литература по технике .

§ 11. Воспитательные задачи преподавания физики в школе..... 41

ЧАСТЬ ВТОРАЯ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Глава третья. Организация уроков по физике

§ 12. Структура уроков по физике.................. 44

1. Постановление ЦК ВКП(б). 2. Виды уроков по физике. 3. Схема построения урока. 4. Способы сообщения новых знаний. 5. Наглядные приемы сообщения знаний. 6. «От живого созер­цания...» 7.«... к абстрактному мышлению...» 8. «...к практике»

§ 13 Подготовка урока по физике.................. 58

Глава четвёртая. Демонстрации по физике

§ 14. Виды демонстраций....................... 61

§ 15. Значение демонстрации экспериментов............. 62

Глава пятая. Наглядные учебные пособия

§ 16. Значение и виды наглядных пособий.............. 65

§ 17. Машины и их детали...................... 66

§ 18. Коллекции........................... 73

§ 19. Картины............................ 75

1. Назначение и виды картин. 2. Настенные и раздаточные кар­тины. 3. Монтажи

§ 20. Графики............................ 83

§ 21. Диаграммы........................... 86

§ 22. Диапозитивы и эпископическое проектирование......... 88

§ 23. Кино.............................. 92

1. Значение кино. 2. Типы и перечень кинофильмов. 3. Методика применения кино. 4. Подготовка к кинопроектированию. 5. Литература

Глава шестая. Рисование и черчение на уроках физики

§ 24. Значение рисунков.......................102

§ 25. Важнейшие методические требования к рисункам........108

Глава седьмая. Лабораторные работы

§ 26. Значение и виды лабораторных работ..............112

1. Значение лабораторных работ. 2. Виды лабораторных работ.

§ 27. Методика лабораторных работ.................118

1. Место лабораторных работ на уроке. 2 Работы исследова­тельского характера. 3. План лабораторной работы. 4. Под­готовка учащихся к работе. 5. Проведение работы. 6. Обработка и использование результата

§ 28. Организация лабораторных работ и литература.........125

1. Организация. 2. Литература

Глава восьмая. Экскурсии

§ 29. Назначение и виды экскурсий.................130

1. Цели экскурсий. 2. План экскурсий

§ 30. Тематика экскурсий......................133

1. Здание как объект для экскурсии. 2. Энергетическое хозяй­ство. 3. Обработка металлов. 4. Транспорт. 5. Сельскохозяй­ственные машины и орудия. 6. Экскурсии в природу

§ 31. Организация и проведение экскурсий..............140

1. Подготовка преподавателя к экскурсии. 2. Подготовка уча­щихся к экскурсии. 3. Проведение экскурсии. 4. Заключи­тельная беседа. 5. Литература

Глава девятая. Задачи по физике

§ 32. Основные цели решения задач................. 145

§ 33. Тренировочные задачи...................... 146

1. Содержание тренировочных задач. 2. Требования к учащимся

§ 34. Физические задачи....................... 148

1. Основная особенность физических задач. 2. Значение реше­ния физических задач. 3. Приёмы решения. 4. Содержание условий задач

§ 35. Задачи-вопросы.........................158

1. Значение задач-вопросов. 2. Содержание задач-вопросов

§ 36. Занимательные задачи.....................163

§ 37. Задачи с применением графиков................165

§ 38. Математика на уроках физики.................166

1. Объём математических знаний. 2. Введение формул и их применение при решении задач. 3. О функциональной зави­симости

§ 39. Техника решения задач и оформление записей.........171

§ 40. Последовательность в подборе задач для решения.......175

§ 41. Литература...........................176

1. Методика решения задач. 2. Задачники

Глава десятая. Планирование и учёт работы по физике. Повторение

§ 42. Планирование работы.....................180

1. Значение общего плана. 2. Составление годового календар­ного плана. 3. Тематический план. 4. Схема тематического плана: Закон Архимеда для жидкостей. 5. План урока. 6. Про­верка выполнения плана

§ 43. Учёт знаний учащихся.....................186

1. Значение учёта. 2. Содержание учёта. Оценки. 3. Учёт домаш­них заданий. 4. Устный опрос учащихся. 5. Контрольные письменные работы. 6. Экзамены по физике

§ 44. Повторение пройденного....................194

1. Значение повторения. 2. Соединение повторения с учётом знаний. 3. Повторение как специальный вид работы.

Глава одиннадцатая. Учебная книга по физике

§ 45. Учебник по физике.......................197

1. Роль и значение учебника. 2. Учебники по физике. 3. Записи учащихся в тетради

§ 46. Внеклассное чтение учащихся..................200

§ 47. Библиотека учителя......................202

1. Значение библиотеки. 2. Книги по физике. 3. Книги по истории физики. 4. Книги по технике. 5. Методическая литература

Глава двенадцатая. Внеклассные занятия по физике

§ 48. Виды и значение внеклассных занятий.............206

1. Значение внеклассных занятий. 2. Виды внеклассных занятий

§ 49. Внеклассные занятия......................210

1. Лекции преподавателя. 2. Киносеансы. 3. Рефераты и доклады учащихся. 4. Дополнительные лабораторные работы. 5. Под­готовка демонстраций и лабораторных работ. 6. Значение и содержание вечеров занимательной физики. 7. Заниматель­ные опыты, игрушки и картины. 8. Литература для вечеров занимательной физики. 9. Стенгазета

§ 50. Кружки............................232

1. Виды кружков. 2. Методические требования к кружкам. 3. Литература

§ 51. Дополнительные занятия с отстающими и отличниками .... 238

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Глава тринадцатая. Программа по физике

§ 52. Общий обзор программ физики средней и семилетней школы .. 239 1. Общие задачи курса физики. 2. О связи с другими предметами. 3. Учебная сетка часов. 4. Общее содержание курса

§ 53. Радиальное, концентрическое и ступенчатое расположение мате­риала ............................ 242

1. Изложение в порядке усложнения форм движения. 2. Три системы расположения материала

§ 54. Общее содержание программы семилетней школы........ 245

Глава четырнадцатая. Методические указания к отделу: Простейшие физические измерения

§ 55. Содержание отдела....................... 247

§ 56. Методические замечания.................... 248

§ 57. Вводная беседа к изучению физики............... 253

§ 58. Измерение длины, площади и объёма............. 257

§ 59. Измерение веса. Удельный вес................. 264

§ 60. Силы и их измерение...................... 270

Глава пятнадцатая. Методические указания к отделу: Свойства твёрдых, жидких и газообразных тел

§ 61. Содержание отдела....................... 277

§ 62. Вводная беседа........................ 278

§ 68. Свойства твёрдого тела. Давление................ 279

§ 64. Свойства жидкостей...................... 287

§ 65. Закон Архимеда для жидкостей................. 292

§ 66. Свойства газов......................... 294

§ 67. Закон Архимеда для газов................... 303

Глава шестнадцатая. Общие методические замечания к отделу: Теплота

§ 68. Варианты программы по теплоте................ 306

§ 69. Значение молекулярно-кинетической теории........... 307

§ 70. Вступительная беседа к отделу: Теплота............ 308

§ 71. Расширение тел от нагревания................. 309

§ 72. Передача теплоты....................... 314

§ 73. Количество теплоты...................... 323

§ 74. Плавление........................... 329

§ 75. Кипение и испарение...................... 334

§ 76. Начатки молекулярно-кинетической теории........... 339

Глава семнадцатая Методические указания к отделу: Начальные сведения по механике

§ 77. Содержание программы..................... 341

§ 78. Методические замечания к программе механики......... 343

§ 79. Вводная беседа......................... 344

§ 80. Виды движения. Инерция.................... 345

§ 81. Трение............................. 349

§ 82. Работа и мощность...................... 352

§ 83. Простые механизмы...................... 355

§ 84. Понятие об энергии...................... 360

§ 85. Машины-двигатели....................... 368

Глава восемнадцатая. Методические замечания о курсе электричества

§ 86. Место и содержание курса электричества............ 379

§ 87. О введении основных понятий в учении об электричестве ... 381

§ 88. Начатки электронных представлений.............. 382

§ 89. Аналогии в преподавании электричества............ 384

Глава девятнадцатая. Методические указания к отделу: Электричество

§ 90. Вступительная беседа..................... 390

§ 91. Начатки электростатики.................... —

§ 92. Электрический ток, его признаки и направление........ 396

§ 93. Источники электрического тока ................ 398

§ 94. Электрическая цепь...................... 402

§ 95. Сила электрического тока................... 407

§ 96. Сопротивление......................... 413

§ 97. Напряжение, работа и мощность тока............. 417

§ 98. Закон Ома.......................... 422

§ 99. Превращение электрической энергии в тепловую........ 426

§ 100. Магнетизм и электромагнетизм................ 433

§ 101. Превращение электрической энергии в механическую...... 442

§ 102. Превращение механической энергии в электрическую...... 454

§ 103. Передача и распределение электрической энергии....... 461

Глава двадцатая. Методические указания к отделу: Начальные сведения

о свете и звуке

§ 104. Содержание отдела...................... 466

§ 105. Методические замечания ................... 467

§ 106. Вводная беседа ........................ 469

§ 107. Распространение света..................... 470

§ 108. Отражение света....................... 474

§ 109. Преломление света...................... 479

§ 110. Состав света.......................... 486

§ 111. Начальные сведения о звуке................. 489

 

(Методика преподавания физики в семилетней школе - Горячкин Е.Н. – 4 тома (Том 1. “Общие вопросы методики физики” 1948)