Оглавление
Как работать с учебником........................ 3
Введение..................................... 4
Глава 1. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека......................... 6
§ 2. Становление наук о человеке................. 9
Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
§ 3. Систематическое положение человека......... 14
§ 4. Историческое прошлое людей................ 18
§ 5. Расы человека............................ 21
Глава 3. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
§ 6. Общий обзор организма..................... 26
§ 7. Клеточное строение организма............... 27
§ 8. Ткани................................... 33
§ 9. Рефлекторная регуляция.................... 40
Глава 4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей........................... 46
§ 11. Скелет человека. Осевой скелет............... 50
§ 12. Скелет поясов и свободных конечностей:
добавочный скелет. Соединение костей......... 56
§ 13. Строение мышц........................... 62
§ 14. Работа скелетных мышц и их регуляция....... 69
§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия........ 73
§ 16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов........................ 76
Глава 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
§ 17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма................................ 82
§ 18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет..... 89
§ 19. Иммунология на службе здоровья............. 94
Глава 6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ
§ 20. Транспортные системы организма............. 102
§ 21. Круги кровообращения..................... 105
§ 22. Строение и работа сердца.................... 110
§ 23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.................. 115
§ 24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов...... 121
§ 25. Первая помощь при кровотечениях............ 125
Глава 7. ДЫХАНИЕ
§ 26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.............. 132
§ 27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание......... 140
§ 28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.................... 142
§ 29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.......... 147
Глава 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ
§ 30. Питание и пищеварение.................... 156
§ 31. Пищеварение в ротовой полости.............. 161
§ 32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов................. 166
§ 33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит 171
§ 34. Регуляция пищеварения.................... 174
§ 35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение
желудочно-кишечных инфекций............. 177
Глава 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
§ 36. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ........................ 184
§ 37. Витамины................................ 188
§ 38. Энерготраты человека и пищевой рацион....... 193
Глава 10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ
§ 39. Кожа — наружный покровный орган.......... 200
§ 40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.
Болезни кожи............................. 204
§ 41. Терморегуляция организма. Закаливание....... 209
§ 42. Выделение............................... 213
Глава 11. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
§ 43. Значение нервной системы.................. 220
§ 44. Строение нервной системы. Спинной мозг...... 222
§ 45. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка........ 227
§ 46. Функции переднего мозга................... 231
§ 47. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.................... 235
Глава 12. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
§ 48. Анализаторы............................. 242
§ 49. Зрительный анализатор..................... 244
§ 50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней................................. 249
§ 51. Слуховой анализатор....................... 253
§ 52. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса................. 258
Глава 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА
§ 53. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.............. 266
§ 54. Врожденные и приобретенные программы поведения................................ 273
§ 55. Сон и сновидения.......................... 279
§ 56. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы 281
§ 57. Воля, эмоции, внимание.................... 288
Глава 14. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
§ 58. Роль эндокринной регуляции................ 298
§ 59. Функция желез внутренней секреции.......... 302
Глава 15. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
§ 60. Жизненные циклы. Размножение............. 308
§ 61. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.................................. 312
§ 62. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем .... 317
§ 63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности...................... 320
§ 64. Интересы, склонности, способности........... 324
(Колесов Дмитрий Васильевич, Маш Реми Давидович, Беляев Иван Николаевич “Биология, Человек
(Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений)”)