Оглавление

Оглавление

Как работать с учебником........................ 3

Введение..................................... 4

Глава 1. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека......................... 6

§ 2. Становление наук о человеке................. 9

Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

§ 3. Систематическое положение человека......... 14

§ 4. Историческое прошлое людей................ 18

§ 5. Расы человека............................ 21

Глава 3. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

§ 6. Общий обзор организма..................... 26

§ 7. Клеточное строение организма............... 27

§ 8. Ткани................................... 33

§ 9. Рефлекторная регуляция.................... 40

Глава 4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей........................... 46

§ 11. Скелет человека. Осевой скелет............... 50

§ 12. Скелет поясов и свободных конечностей:

добавочный скелет. Соединение костей......... 56

§ 13. Строение мышц........................... 62

§ 14. Работа скелетных мышц и их регуляция....... 69

§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия........ 73

§ 16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов........................ 76


Глава 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

§ 17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма................................ 82

§ 18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет..... 89

§ 19. Иммунология на службе здоровья............. 94

Глава 6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ

§ 20. Транспортные системы организма............. 102

§ 21. Круги кровообращения..................... 105

§ 22. Строение и работа сердца.................... 110

§ 23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.................. 115

§ 24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов...... 121

§ 25. Первая помощь при кровотечениях............ 125

Глава 7. ДЫХАНИЕ

§ 26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.............. 132

§ 27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание......... 140

§ 28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.................... 142

§ 29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.......... 147

Глава 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ

§ 30. Питание и пищеварение.................... 156

§ 31. Пищеварение в ротовой полости.............. 161

§ 32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов................. 166

§ 33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит 171

§ 34. Регуляция пищеварения.................... 174

§ 35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение

желудочно-кишечных инфекций............. 177


Глава 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

§ 36. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ........................ 184

§ 37. Витамины................................ 188

§ 38. Энерготраты человека и пищевой рацион....... 193

Глава 10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ

§ 39. Кожа — наружный покровный орган.......... 200

§ 40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

Болезни кожи............................. 204

§ 41. Терморегуляция организма. Закаливание....... 209

§ 42. Выделение............................... 213

Глава 11. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

§ 43. Значение нервной системы.................. 220

§ 44. Строение нервной системы. Спинной мозг...... 222

§ 45. Строение головного мозга. Функции продолгова­того и среднего мозга, моста и мозжечка........ 227

§ 46. Функции переднего мозга................... 231

§ 47. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.................... 235

Глава 12. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ

§ 48. Анализаторы............................. 242

§ 49. Зрительный анализатор..................... 244

§ 50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней................................. 249

§ 51. Слуховой анализатор....................... 253

§ 52. Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса................. 258

Глава 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА

§ 53. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.............. 266

§ 54. Врожденные и приобретенные программы поведения................................ 273

§ 55. Сон и сновидения.......................... 279


§ 56. Особенности высшей нервной деятельности чело­века. Речь и сознание. Познавательные процессы 281

§ 57. Воля, эмоции, внимание.................... 288

Глава 14. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

§ 58. Роль эндокринной регуляции................ 298

§ 59. Функция желез внутренней секреции.......... 302

Глава 15. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

§ 60. Жизненные циклы. Размножение............. 308

§ 61. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.................................. 312

§ 62. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем .... 317

§ 63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности...................... 320

§ 64. Интересы, склонности, способности........... 324

 

(Колесов Дмитрий Васильевич, Маш Реми Давидович, Беляев Иван Николаевич “Биология, Человек

(Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений)”)