Оглавление

Оглавление

Предисловие.................................................................................................3

Раздел I. ДЕТСТВО В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК.................................................6

Глава 1. ОБРАЗЫ ДЕТСТВА..............................................................6

Интерес к детству................................................................................6

Литературные образы детей................................................................8

Глава 2. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ................................................................................12

Классическая этнография..................................................................13

Теория «культуры и личности»..........................................................14

Маргарет Мид и антропология детства.............................................16

Антропология детства и этнопедагогика...........................................18

Глава 3. КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ......................25

Вопросы и подходы............................................................................25

От описаний к статистике..................................................................28

«Региональная картотека человеческих отношений».......................30

«Этнографический атлас»...................................................................31

Методологические проблемы и трудности.......................................34

«Проект шести культур».....................................................................38

Другие кросскультурные исследования.............................................42

Глава 4. ОТ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ К ИСТОРИИ

ДЕТСТВА..............................................................................45

Предпосылки научной истории детства............................................46

Филипп Арьес.....................................................................................47

Историческая демография и история семьи.....................................48

Стили воспитания...............................................................................51

Психоистория......................................................................................55

Эмпирическая история детства..........................................................60

Новые источники и аспекты истории детства.................................61

Культура детства.................................................................................62

Социология детства............................................................................65

Детство как социальный феномен....................................................66

Социологическая теория детства.......................................................67

Экология человеческого развития.....................................................69

Права ребенка.....................................................................................71

Раздел II.  ВОЗРАСТ И ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ......................73

Глава 1.ИНТУИЦИЯ И ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА...........................73

Глава 2.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ИНДИВИДА.................................77

Глава 3.ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА...........89

Глава 4.ВОЗРАСТНОЙ СИМВОЛИЗМ КУЛЬТУРЫ.................103

Глава 5.СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

КУЛЬТУРЫ........................................................................110

Раздел III. НОРМАТИВНЫЙ КАНОН ЧЕЛОВЕКА

И СТИЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.........................................121

Глава 1. ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

В «НАИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ» НАРОДОВ..................121

Наивная психология.........................................................................121

Когнитивные и социокультурные факторы

морального развития...................................................................123

Единство и множественность «Я»....................................................127

Личность как этнокультурный конструкт.......................................129

Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

И СОЦИОНОРМАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.......................134

Разделение труда и развитие индивидуальности............................134

Социальная идентичность и личностные дескрипторы.................135

Социальные и индивидуальные свойства.......................................139

Оппозиция «Запад — Восток».........................................................140

«Японская личность»........................................................................145

Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ...............150

Социализация и воспитание............................................................150

Социализация детей в макросоциальном контексте.....................152

Цели воспитания и образы ребенка................................................153

Этнография методов воспитания....................................................157

Забота или контроль?.......................................................................160

Тело и сексуальность........................................................................161

Наказания и поощрения..................................................................164

О телесных наказаниях.....................................................................166

Агенты социализации.......................................................................169

Внесемейное воспитание.................................................................171

Детское сообщество..........................................................................175

Эволюция институтов социализации..............................................177

Знать прошлое, но смотреть вперед................................................179

Антропология девиантного поведения............................................181

Социализация детей в современном мире......................................182

Раздел IV. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ....................................187

Глава 1. ПОЛ, ГЕНДЕР И СЕКСУАЛЬНОСТЬ.............................187

О природе половых различий..........................................................187

Основные определения....................................................................189

Глава 2. ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ И ГЕНДЕРНАЯ

СТРАТИФИКАЦИЯ..........................................................193

Два подхода к проблеме...................................................................193

Гендерная стратификация по данным антропологии....................197

Гендерное разделение труда.............................................................198

Маскулинность и фемининность как культурные конструкты.....205

Глава 3. ПОЛОВОЙ СИМВОЛИЗМ И СТЕРЕОТИПЫ

МАСКУЛИННОСТИ/ФЕМИНИННОСТИ....................210

Бинарные оппозиции.......................................................................210

Гендерные различия и сексуальный символизм............................214

Символические инверсии................................................................216

Гендерный порядок и властные отношения...................................219

Маскулинность и фемининность в психологии.............................223

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ.................226

Особенности социализации мальчиков и девочек.........................226

Этнография гендерной социализации............................................230

Теории гендерной социализации....................................................235

Гендерные аспекты инициаций и обрядов перехода.....................239

Генитальные операции.....................................................................241

Природа или воспитание?................................................................244

От психологии к педагогике............................................................246

Раздел VЭТНОГРАФИЯ РОДИТЕЛЬСТВА..................................250

Глава 1. РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

ФЕНОМЕН........................................................................250

Родители и родительство..................................................................250

Потребность в детях..........................................................................253

Из истории родительской любви.....................................................255

Любовь и власть................................................................................260

Глава 2. МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО: РОЛИ, ЧУВСТВА,

ОТНОШЕНИЯ...................................................................263

Существует ли материнский инстинкт?..........................................264

Зачем нужны отцы?..........................................................................269

Современное отцовство....................................................................271

Японские отцы..................................................................................273

Социальные и психологические факторы

ответственного отцовства............................................................276

Глава 3. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЛИЯНИЕ И ЛИЧНОСТЬ

РЕБЕНКА...........................................................................281

Что могут и чего не могут родители?..............................................281

Родители и дети в постсоветской России.......................................286

Примечания...............................................................................................289

Краткий словарь терминов.......................................................................326

 

(Кон И.С. “Ребенок и общество” 2003)