Оглавление
Предисловие.................................................................................................3
Раздел I. ДЕТСТВО В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК.................................................6
Глава 1. ОБРАЗЫ ДЕТСТВА..............................................................6
Интерес к детству................................................................................6
Литературные образы детей................................................................8
Глава 2. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ................................................................................12
Классическая этнография..................................................................13
Теория «культуры и личности»..........................................................14
Маргарет Мид и антропология детства.............................................16
Антропология детства и этнопедагогика...........................................18
Глава 3. КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ......................25
Вопросы и подходы............................................................................25
От описаний к статистике..................................................................28
«Региональная картотека человеческих отношений».......................30
«Этнографический атлас»...................................................................31
Методологические проблемы и трудности.......................................34
«Проект шести культур».....................................................................38
Другие кросскультурные исследования.............................................42
Глава 4. ОТ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ К ИСТОРИИ
ДЕТСТВА..............................................................................45
Предпосылки научной истории детства............................................46
Филипп Арьес.....................................................................................47
Историческая демография и история семьи.....................................48
Стили воспитания...............................................................................51
Психоистория......................................................................................55
Эмпирическая история детства..........................................................60
Новые источники и аспекты истории детства.................................61
Культура детства.................................................................................62
Социология детства............................................................................65
Детство как социальный феномен....................................................66
Социологическая теория детства.......................................................67
Экология человеческого развития.....................................................69
Права ребенка.....................................................................................71
Раздел II. ВОЗРАСТ И ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ......................73
Глава 1.ИНТУИЦИЯ И ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА...........................73
Глава 2.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ИНДИВИДА.................................77
Глава 3.ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА...........89
Глава 4.ВОЗРАСТНОЙ СИМВОЛИЗМ КУЛЬТУРЫ.................103
Глава 5.СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
КУЛЬТУРЫ........................................................................110
Раздел III. НОРМАТИВНЫЙ КАНОН ЧЕЛОВЕКА
И СТИЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.........................................121
Глава 1. ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
В «НАИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ» НАРОДОВ..................121
Наивная психология.........................................................................121
Когнитивные и социокультурные факторы
морального развития...................................................................123
Единство и множественность «Я»....................................................127
Личность как этнокультурный конструкт.......................................129
Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
И СОЦИОНОРМАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.......................134
Разделение труда и развитие индивидуальности............................134
Социальная идентичность и личностные дескрипторы.................135
Социальные и индивидуальные свойства.......................................139
Оппозиция «Запад — Восток».........................................................140
«Японская личность»........................................................................145
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ...............150
Социализация и воспитание............................................................150
Социализация детей в макросоциальном контексте.....................152
Цели воспитания и образы ребенка................................................153
Этнография методов воспитания....................................................157
Забота или контроль?.......................................................................160
Тело и сексуальность........................................................................161
Наказания и поощрения..................................................................164
О телесных наказаниях.....................................................................166
Агенты социализации.......................................................................169
Внесемейное воспитание.................................................................171
Детское сообщество..........................................................................175
Эволюция институтов социализации..............................................177
Знать прошлое, но смотреть вперед................................................179
Антропология девиантного поведения............................................181
Социализация детей в современном мире......................................182
Раздел IV. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ....................................187
Глава 1. ПОЛ, ГЕНДЕР И СЕКСУАЛЬНОСТЬ.............................187
О природе половых различий..........................................................187
Основные определения....................................................................189
Глава 2. ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ И ГЕНДЕРНАЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ..........................................................193
Два подхода к проблеме...................................................................193
Гендерная стратификация по данным антропологии....................197
Гендерное разделение труда.............................................................198
Маскулинность и фемининность как культурные конструкты.....205
Глава 3. ПОЛОВОЙ СИМВОЛИЗМ И СТЕРЕОТИПЫ
МАСКУЛИННОСТИ/ФЕМИНИННОСТИ....................210
Бинарные оппозиции.......................................................................210
Гендерные различия и сексуальный символизм............................214
Символические инверсии................................................................216
Гендерный порядок и властные отношения...................................219
Маскулинность и фемининность в психологии.............................223
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ.................226
Особенности социализации мальчиков и девочек.........................226
Этнография гендерной социализации............................................230
Теории гендерной социализации....................................................235
Гендерные аспекты инициаций и обрядов перехода.....................239
Генитальные операции.....................................................................241
Природа или воспитание?................................................................244
От психологии к педагогике............................................................246
Раздел V. ЭТНОГРАФИЯ РОДИТЕЛЬСТВА..................................250
Глава 1. РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН........................................................................250
Родители и родительство..................................................................250
Потребность в детях..........................................................................253
Из истории родительской любви.....................................................255
Любовь и власть................................................................................260
Глава 2. МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО: РОЛИ, ЧУВСТВА,
ОТНОШЕНИЯ...................................................................263
Существует ли материнский инстинкт?..........................................264
Зачем нужны отцы?..........................................................................269
Современное отцовство....................................................................271
Японские отцы..................................................................................273
Социальные и психологические факторы
ответственного отцовства............................................................276
Глава 3. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЛИЯНИЕ И ЛИЧНОСТЬ
РЕБЕНКА...........................................................................281
Что могут и чего не могут родители?..............................................281
Родители и дети в постсоветской России.......................................286
Примечания...............................................................................................289
Краткий словарь терминов.......................................................................326
(Кон И.С. “Ребенок и общество” 2003)