ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
I. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР 5
1.1. Значение подвижных игр..................................5
1.2. Особенности организации и методики проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста............................................................8
1.3. Методика организации играющих...................10
1.4. Руководство процессом игр.............................17
1.5. Подведение итогов игры.................................22
П. Использование подвижных игр и игровых заданий в структуре урока для 1-4 классов....................................26
2.1. Игры для подготовительной части урока................27
2.1.1 Игры на осанку, с элементами общеразвивающих упражнений для учащихся 1-2 классов...........................................................................27
1. «ГИМНАСТЫ, СМИРНО!»..................................27
2. «СВЕТОФОР»..........................................................8
3. «САМОЛЕТЫ».......................................................29
4. «СЛЕДИ ЗА СИГНАЛОМ!».................................30
5. «КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ»...............................31
6. «МЫ - СПОРТСМЕНЫ».......................................32
7 «ПОВТОРИ И ПОКАЖИ»....................................33
8. «САМОЛЕТЫ, ПУЛЕМЕТЫ, В АТАКУ!».........34
2.1.2. Игры на осанку, с элементами общеразвивающих упражнений для учащихся 3-4 классов...........................................................................35
9. «ФЛЮГЕР».............................................................35
10.«ПОГОДА»............................................................36
11. «ПО ПОЛЯМ, ПО ЛУГАМ»...............................37
12. «ТАК И ЭТАК»....................................................38
13. «УСПЕЙ ВЗЯТЬ КЕГЛЮ»..................................39
14. «ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ».........................40
15. «ДЕНЬ И НОЧЬ»......................................41
16. «БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ».............................42
2.1.3. Игры со строевыми упражнениями, на ориентировку в пространстве для учащихся 1-2 классов...........................................................................43
17. «ПОЕЗД»...............................................................43
18. «У РЕБЯТ ПОРЯДОК» .......................................44
19. «БАБОЧКИ, КУЗНЕЧИКИ, ЛЯГУШКИ».........45
20. «ХОРОВОД»........................................................46
21. «ПУЗЫРЬ»............................................................47
22 «ЗАПОМНИ СВОЙ ЦВЕТ»................................48
23. «ПТИЦА БЕЗ ГНЕЗДА»......................................49
24. «МЫШЕЛОВКА»................................................50
2.1.4. Игры со строевыми упражнениями, на ориентировку в пространстве для учащихся 3-4 классов...........................................................................51
25 «КТО БЫСТРЕЕ ВСТАНЕТ В КРУГ»..............51
26 «ПРИГЛАШЕНИЕ».............................................52
27. «ПЕРЕМЕНА МЕСТ С ВЫЗОВОМ».................53
28. «БЫСТРО, ПО МЕСТАМ!»................................54
29. «КОСМОНАВТЫ!».............................................55
30. «КРУГ И КРУЖОЧКИ»......................................56
31. «КАРУСЕЛЬ».......................................................57
32. «К ФЛАЖКАМ»..................................................59
33. «ФИГУРЫ»...........................................................60
34. «ЛАБИРИНТ»......................................................61
2.1.5. Игры с передвижениями, беговыми заданиями, танцевальными упражнениями для учащихся 1-2 классов.................................................62
35. «ФИЛИН И ПТАШКИ»......................................62
36. «СЛУШАЙ СИГНАЛ»........................................63
37. «ГУСИ-ГУСИ».....................................................64
38. «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»..........................................65
39. «ЛОВКИЕ РЕБЯТА»...........................................66
40. «СКВОРЕЧНИКИ»..............................................67
41. «ТУДА-ОБРАТНО»...........................................68
42. «ЗВЕРЮШКИ, НАВОСТРИТЕ УШКИ!».........69
43. «СВЕТОФОР ДПС»............................................70
44. «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»....................................71
45. «ПАРОВОЗИК»....................................................72
46. «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»...................................73
47. «ДВА И ТРИ».......................................................74
2.1.6. Игры с передвижениями, беговыми заданиями, танцевальными упражнениями для учащихся 3-4 классов.................................................75
48. «КАПКАНЫ».......................................................75
49. «ТРОЙКА»............................................................76
50 «ПАУК И БАБОЧКИ».........................................77
51. «ЗАПАДНЯ».........................................................78
52. «БЕЗ ПАРЫ»........................................................79
53. «НА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОЛНЕ».......................80
54. «НАЙДИ СВОЮ ПАРУ»....................................81
55. «ТАНЕЦ УТЯТ»...................................................82
56. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ»...........................83
57. «ТРОПИНКА»............................................84
58. «КОЛЕСО»...........................................................85
59. «ПЕРЕБЕЖКА С ВЫРУЧКОЙ».....................86
60. «НА НОВОЕ МЕСТО»........................................87
2.2. Игры для основной части урока............................88
2.2.1. Игры с элементами акробатики для учащихся 1-2 классов.....................................................................88
61. «ЧЕРВЯЧКИ И ЯБЛОЧКИ»...............................88
62. «ЛИСА И ЕЖИ»...................................................89
63. «ТРИ ЛОДОЧКИ»................................................90
64. «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»........................................91
65. «НЕВАЛЯШКИ»..................................................92
66. «СОВА И ЕЖИ»............................................93
67. «ТАНЕЦ ПОД ВЕРЕВОЧКОЙ»...................94
2.2.2. Игры с элементами акробатики для учащихся 3-4 классов.....................................................................95
68. «ЭСТАФЕТА С ПЕРЕКАТАМИ»......................95
69 «ПОСТРОЙ ПИРАМИДУ».................................96
70. «ТУННЕЛЬ».........................................................97
71. «ПОСТРОЙ МОСТ»............................................99
72 «АРТИСТЫ ЦИРКА»........................................100
73. «БЕГ ПО ШПАЛАМ»........................................101
74. «ПРИДУМАЙ САМ».................................102
75. «ГИМНАСТИЧЕСКИЙ МАРАФОН».............103
2.2.3. Игры с прыжками для учащихся 1-2 классов.........................................................................104
76. «ТЕРЕМОК».......................................................104
77. «ПЕРЕМЕНА МЕСТ»........................................105
78. «ПРЫЖКИ ПО ПОЛОСКАМ»...................106
79. «УДОЧКА!»...............................................107
80. «ВОРОБУШКИ»......................................108
81. «ВОЛК ВО РВУ!»......................................109
82. «ПОПРЫГУШКИ-ВОРОБУШКИ»..............110
2.2.4. Игры с прыжками для учащихся 3-4 классов.........................................................................111
83. «ХИТРАЯ ЛИСА».............................................111
84. «ВЕСЕЛЫЙ БАШМАЧОК».............................112
85. «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»..................................113
86 «ПАРАШЮТИСТЫ».........................................114
87. «ПЕРЕБЕЖКИ С ПРЫЖКАМИ И ПЕРЕМЕНОЙ МЕСТ»......................................................................115
88. «ПРЫГУНЫ».....................................................116
89. «КОННИКИ-СПОРТСМЕНЫ!»..................117
2.2.5. Игры на равновесие для учащихся 1-2
классов.......................................................118
90. «СОВУШКА»........................................118
91. «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»................119
92. «ЦАПЛЯ»...............................................120
93. «СОХРАНИ РАВНОВЕСИЕ»....................121
2.2.6. Игры на равновесие для учащихся 3-4 классов...........................................................122
94. «НЕ ТЕРЯЙ РАВНОВЕСИЯ».....................122
95. «ВСТРЕЧИ НА СКАМЕЙКЕ»....................123
96. «ПЕРЕЙДИ, НЕ УПАДИ!»........................124
97. «ЛАСТОЧКА».......................................125
98. «ГУСИ-ЛЕБЕДИ!»...................................126
2.2.7. Игры на лазание для учащихся 1-2 классов........................................................127
99. «МЕДВЕЖАТА - ЗА МЕДОМ!».................127
100. «РЕМОНТ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ».............................128
101. «СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ»...........................129
102. «ЛОВЦЫ И ОБЕЗЬЯНЫ»........................130
2.2.8. Игры на лазание для учащихся 3-4 классов.......................................................131
103. «ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО».................................................131
104. «ТУРИСТЫ»........................................132
105. «ЦЕПОЧКА»........................................133
2.2.9. Игры на развитие физических качеств для учащихся 1-2 классов.....................................134
106. «БОЙ УТОК».......................................134
107. «ЧЕЛНОК»..........................................135
108. «ВЬЮНЫ».............................................136
109. «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»...........................137
110. «МЕТКО В ЦЕЛЬ».................................138
111. «ПОСАДКА ОВОЩЕЙ».........................139
112. «КОРЗИНКИ» ......................................140
113. «ТРЕТИЙ ЛИПШИЙ»............................141
114. «КОРШУН И НАСЕДКА».......................142
115. «ПЯТНАШКИ».....................................143
116. «ОХОТНИК И СТОРОЖ»........................145
117. «КОШКИ-МЫШКИ»...............................146
2.2.10. Игры на развитие физических качеств для учащихся 3-4 классов....................................147
118. «РУССКАЯ ПРИСЯДКА» .......................147
119. «ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ».......148
120. «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПО КРУГУ».............149
121. «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧЕРТУ».........150
122. «ИГОЛКА, НИТКА И УЗЕЛ»...................151
123. «ВТОРОЙ ЛИШНИЙ»...........................152
124. «ГОРЕЛКИ» ........................................153
125. «ГИМНАСТИЧЕСКИЕ СНАРЯДЫ».........154
126. «БЫСТРЫЕ И ЛОВКИЕ» ........................155
127. «КАРАСИ И ЩУКИ».............................156
128 «САЛКИ В ДВА КРУГА».........................158
129. «ПЯТНАШКИ МАРШЕМ»......................159
130. «БЕРИ ПОД РУКУ»...............................160
131. «СКОРЫЙ ПОЕЗД»...............................161
132. «ПОЛЕ ЗДОРОВЬЯ»..............................162
2.3. Игры для заключительной части урока...........163
2.3.1. Игры на восстановление для учащихся 1-2 классов.......................................................163
133. «ТАНЕЦ»..............................................163
134. «КОМАНДИРЫ» ..................................164
135. «ПЛЕТЕНЬ» ........................................165
136. «ЗАПЕВ-ПРИПЕВ» ................................166
137. «ТАК И ТАК».......................................167
138. «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»..........................168
139. «УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?»..................169
140. «ЗАГАДКИ»........................................170
141. «УЗНАЙ КТО ЗАТЕЙНИК».....................171
142. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»..........................172
143. «УГАДАЙ, КТО?».................................173
144. «ХЛОПКИ»..........................................174
145. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»...........................175
146. «ПАДАЮЩАЯ ПАЛКА»........................176
2.3.2. Игры на восстановление для учащихся 3-4 классов.......................................................178
147. «ТРИ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ»..........178
148. «СПОРТИВНАЯ ПАНТОМИМА».............179
149 .«СТАТУИ»..........................................180
150. «ПРОГУЛКА»......................................181
151. «ЗАТЕЙНИКИ»....................................182
152. «ХЛОПКИ И ПРИТОПЫ».......................183
153. «ИГРА - ТАНЕЦ «СИДЯ».......................184
154. «ЭХО»................................................185
155. «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ».........................186
156. «БРЕЙН-РИНГ»....................................187
157. «ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»......189
158. «ВЫСТАВКА КАРТИН»........................190
159. «УСПЕЙ ПЕРЕДАТЬ»............................191
160. «МОЛОТОК И МЯСОРУБКА».................192
Вопросы для самоконтроля ..................................193
Список рекомендуемой литературы.......................194
Список дополнительной литературы.....................196
Приложение 1. Условные обозначения....................197
Приложение 2. Классификация подвижных игр.......199
(Максимова С.С., Щенникова А.Г., Дружинина О.Ю. “160 игр для детей младшего школьного возраста на уроках гимнастики” 2012)