ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...... 3

Как работать с учебником . 4

5 класс

Глава I НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ

§ 1. Натуральные числа 8

Уроки

1. Что такое натуральные числа............ 8

2. Числовые выражения и числовые равенства....... 10

3. Начинаем изучать свойства натуральных чисел...... 12

4. Как натуральные числа по порядку идут........ 15

5. Как записывают натуральные числа.......... 18

6. Почему нашу нумерацию называют десятичной...... 22

7. Разряды и классы в записи чисел.......... 24

8. Сравнение натуральных чисел........... 28

9. Числовые неравенства.............. 31

10. Цепочки равенств и цепочки неравенств........ 34

11. Задания на повторение к § 1............ 37

§ 2. Действие над натуральными числами .... 40

Уроки

12. Сложение.............. 40

13. Какие задачи решают сложением .......... 43

14. Вычитание................. 47

15. Какие задачи решают вычитанием.......... 51

16. Особенное число 0............... 54

17. Умножение................. 57

18. Какие задачи решают умножением.......... 61

19. Возведение в степень. Квадрат и куб числа....... 65

20. Почему действие, обратное умножению, называют делением ... 68

21. Как одно число разделить на другое......... 71

22. Какие задачи решают делением........... 73

23. Свойства числа 1............... 75

24. Учимся рассуждать при решении задач. Когда скорости складывают­ся, а когда вычитаются............. 78

25. Задания на повторение к § 2............ 81

§ 3. Числовые и буквенные выражения 84

Уроки

26. Как возникают буквенные выражения при решении задач ... 85

27. Когда без обозначения чисел буквами не обойтись..... 88

28. В каком порядке выполняют действия......... 90

29. Что такое формула............... 92

30. Что такое уравнение.............. 94

31. Учимся рассуждать при решении задач. Что значит рассуждать ... 97

32. Задания на повторение к § 3............ 99

§ 4. Свойства действий над натуральными числами . 101

Уроки

33. Переместительное и сочетательное свойства сложения..... 101

34. Совместные свойства сложения и вычитания........ 106

35. Переместительное и сочетательное свойства умножения..... 109

36. Совместные свойства умножения и деления........ 113

37. Распределительные свойства умножения......... 114

38. Как свойства действий помогают вычислять........ 117

39. Как с помощью уравнений отгадывать математические загадки и показывать математические фокусы.......... 120

40. Учимся рассуждать при решении задач. Как уравнение помогает ре­шить задачу................. 122

41. Задания на повторение к § 4............ 124

§ 5. Делимость натуральных чисел . 127

Уроки

42. На что похож натуральный ряд........... 127

43. Знакомимся с четными и нечетными числами....... 130

44. Что такое кратное натурального числа......... 134

45. Признаки делимости на 2, на 5 и на 10......... 136

46. Признаки делимости на 9 и на 3.......... 139

47. Играем в математические игры........... 142

48. Что значит разделить с остатком.......... |44

49. Учимся рассуждать при решении задач. Когда может пригодиться де­ление с остатком......146

50. Задания на повторение к § 5........... 149

Большая перемена I. Римские цифры.......... 151

Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

§ 6. Дроби и действия над ними 154

Уроки

51. Как единица на доли делится........... 154

52. Как из долей получаются дроби.......... 157

53. Дроби и деление натуральных чисел......... 160

54. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби .... 163

55. Как из дроби выделить целую часть......... 166

56. Почему важно знать целую часть дроби....... 169

57. Среднее арифметическое натуральных чисел...... 172

58. Сложение и вычитание дробей.......... 176

59. Как найти неправильную дробь, зная ее целую и дробную части .. 179

60. Умножение и деление дроби на натуральное число . 181

61. Основное свойство дроби........... 184

62. Задания на повторение к § 6......... 187

§ 7. Десятичные дроби и действия над ними ... 189

Уроки

63. Что такое десятичная дробь............ 189

64. Когда десятичные дроби равны........... 193

65. Сравнение десятичных дробей............ 195

66. Сложение и вычитание.............. 198

67. Умножение и деление на степень числа 10......... 202

68. Умножение на десятичную дробь........... 205

69. Деление на натуральное число............ 208

70. Деление на десятичную дробь............ 211

71. Тренируемся в действиях над десятичными дробями..... 213

72. Учимся рассуждать при решении задач.

Как находить ответ, ког­да спрашивается «хватит ли?» ............ 216

73. Задания на повторение к§7............ 219

§ 8. Десятичные дроби в практических вычислениях . 220

Уроки

74. Приближенное значение числа........... 220

75. Округлять приходится и натуральные числа........ 223

76. Учимся округлять числа быстро........... 225

77. Как возникают десятичные дроби в практических вычислениях . 227

78. Что такое 1%................. 230

79. Решаем задачи на проценты............ 232

80. Учимся рассуждать при решении задач. Иногда бывает нужно запас­тись терпением..........234

81. Задания на повторение к § 8........... 235

Большая перемена II. Беседа о математических словах..... 237

Глава III. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

§ 9. Геометрические фигуры 240

Уроки

82. Чем интересуются, когда изучают многоугольники...... 240

83. Поговорим о сторонах прямоугольника. Формула для периметра . 243

84. Что значит измерить. Сравнение отрезков........ 245

85. Прямая линия и луч............... 249

86. Окружность. Формула для длины окружности....... 251

87. Четыре вида углов............... 254

88. Какие бывают треугольники............ 257

89. Измерение углов............... 261

90. Как градусы помогают сравнивать углы......... 264

91. Окружность тоже делится на градусы.......... 266

92. Задания на повторение к §9............ 270

§ 10. Измерение площадей и объемов..... 271

Уроки

93. Какими единицами измеряют площадь. Формула для площади пря­моугольника ................. 272

94. Поговорим о вычислении площадей фигур........ 275

95. Круг. Формула для площади круга.......... 279

96. Круговые диаграммы.............. 282

97. Знакомимся с прямоугольным параллелепипедом...... 284

98. Какими единицами измеряют объем......... 287

99. Формула для объема прямоугольного параллелепипеда .... 289

100. Задания на повторение к § 10........... 293

Большая перемена III. Как измеряли в старину....... 293

в класс

Глава IV. ДЕЙСТВИЯ НАД ДРОБНЫМИ ЧИСЛАМИ

§ 11. Разложение натуральных чисел на множители . 296

Уроки

101. Делители натурального числа............ 2%

102. Простые и составные натуральные числа......... 297

103. Ряд простых чисел............... 299

104. Разлагаем натуральные числа на простые множители..... 300

105. Наибольший общий делитель двух натуральных чисел..... 303

106. Наименьшее общее кратное натуральных чисел....... 305

107. Задания на повторение к § 11............ 307

§ 12. Основное свойство дроби....... 309

Уроки

108. Что значит сократить дробь............ 309

109. Приводим дроби к общему знаменателю. Теперь можно сравнивать любые дроби............312

ПО. Как найти сумму и разность любых дробей........ 314

111. Умножение и деление дробей............ 318

112. Взаимно обратные числа............. 322

113. Решаем задачи на дроби............. 325

114. Учимся рассуждать при решении задач. Важно хорошо продумывать условие задачи........327

115. Задания на повторение к § 12 ........... 329

§ 13. Пропорции 332

Уроки

116. Что такое отношение.............. 332

117. Знакомимся с пропорцией. Основное свойство пропорции ... 334

118. Продолжаем изучать свойства пропорций........ 337

119. Решаем задачи на пропорции........... 339

120. Строим диаграммы............... 341

121. Как целое делить на пропорциональные части...... 343

122. Прямо пропорциональная зависимость......... 345

123. Обратно пропорциональная зависимость........ 348

124. Когда бывает нужен масштаб........... 349

125. Учимся рассуждать при решении задач. Могут быть разные спосо­бы решения................ 351

126. Задания на повторение к § 13........... 355

Большая перемена IV. Как возникли числа......... 356

Глава V. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ

§ 14. Положительные и отрицательные числа . 359

Уроки

127. Как возникают числа вместе с противоположными направлениями . 359

128. Знакомимся с координатной прямой......... 362

129. Числа, противоположные друг другу......... 366

130. Что такое рациональные числа........... 369

131. Модуль числа................ 370

132. Сравнение чисел............... 372

133. Как разные задачи превращаются в одну задачу про числа ... 376

134. Учимся рассуждать при решении задач. Какие практические задачи могут скрываться за задачами про числа........ 378

135. Задания на повторение к § 14........... 380

§ 15. Действия над рациональными числами .. 383

Уроки

136. Сложение................. 383

137. Вычитание................. 388

138. Формула для расстояния между двумя точками с заданными коорди­натами .................. 391

139. Умножение и деление.............. 393

140. «Сложенческо-умноженческий» словарь......... 401

141. Учимся рассуждать при решении задач. Как планировать свои действия 403

142. Задания на повторение к§15............ 406

§ 16. Конечные и бесконечные десятичные дроби . 409

Уроки

143. Что такое бесконечная десятичная дробь........ 409

144. Как узнать, какой десятичной дробью может быть выражено рацио­нальное число............412

145. Зачем нужны бесконечные десятичные дроби....... 414

146. Учимся рассуждать при решении задач. Когда в условии задачи данных недостаточно.............. 417

147. Задания на повторение к § 16........... 419

Большая перемена V. Великие математики древности и средневековья . 420

Глава VI. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОМЕТРИИ И

АЛГЕБРЫ В 7-М КЛАССЕ

§ 17. Координатная плоскость ..... 424

Уроки

148. Перпендикуляр — важная вещь в геометрии. Строим перпендикуляр

к прямой................. 424

149. Какие прямые называют параллельными........ 427

150. Прямоугольная система координат на плоскости...... 430

151. Как зависимости между величинами изображают графически .. 434

152. Задания на повторение к § 17........... 439

§ 18. Преобразование алгебраических выражений . 440

Уроки

153. Раскрываем скобки в алгебраической сумме....... 440

154. Что такое коэффициент............. 444

155. Приводим подобные слагаемые........... 446

156. Как раскрывать скобки в алгебраическом выражении .... 448

157. Повторяем, что такое уравнение. Корень уравнения..... 449

158. Как преобразования алгебраических выражений помогают решать уравнения.................. 451

159. Как в уравнении переносить слагаемые из одной части в другую 453

160. Задания на повторение к § 18........... 456

Большая перемена VI. Великие математики нашей страны..... 458

Работа с учебником закончена, но вы не прощаетесь с математикой ... 463

Ответы................... 464

Предметный указатель............... 471

Приложение. Пояснительная записка.......... 474

1. Некоторые соображения о том, каким хотелось бы видеть учебник математики для детей.............. 474

2. О некоторых основных особенностях нашего учебника .... 478

3. О тематическом планировании........... 484

 

(Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков “Математика: Учеб.-собеседник для 5—6 кл. сред. шк. (Б-ка учителя математики)” 1989)