ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора ....................... 3
Глава 1. Системность знаний — основа умения учить и учиться 5
Системные связи как важнейшее свойство языка ...... 6
Центральные и опорные единицы языка ........ —
Текст — единица высшего уровня языка ........ 8
Системные свойства текста ............ —
Обучение смысловому восприятию текста ....... 10
Анализ и создание текста ............. 11
Значение и форма лингвистических единиц ....... 18
Учебные лингвистические единицы ........... —
Блок-схема раздела «Фонетика и графика» ....... 19
Цветовая окраска звуков и настроение текста ...... 20
Основные понятия лексики в их взаимосвязи ...... 23
Системно-производные единицы словообразования ..... 26
Учебные единицы грамматики в их взаимосвязи...... 27
Блок-схема и обобщающая таблица раздела «Текст» .... 31
Выбор приемов обучения на основе внутрипредметных связей . 34
Работа с опорным понятием ............ —
Система упражнений ............... 35
Глава 2. Совершенствование профессионального мастерства .... 43
Тематическое планирование ............... 44
Основные разделы тематического плана ........ —
План темы «Самостоятельные и служебные части речи» . 46
План темы «Имя существительное как часть речи» .... 49
Роль тематического планирования в систематизации материала 52
Этапы разработки урока русского языка в условиях тематического планирования ............ 54
Подготовка к уроку, его проведение и анализ ........ —
Анализ-прогноз урока ............. 55
Значение анализа-прогноза и его схема ....... —
Анализ методической литературы по теме урока..... 56
Рабочая версия урока проблемного типа ........ 60
Учебные материалы по теме «Лексика» ....... 64
Тематическое планирование ........... —
Поурочные методические разработки .......... 68
Урок /. Понятие о лексике Грамматическое и лексическое значения слова .............. —
Урок 2. Родо-видовые группы слов.......... 75
Урок 3. Лексическая (словарная) форма слова ..... 78
Урок 4. Однозначные и многозначные слова ...... 82
Урок 5. Прямое и переносное значения слов ...... 84
Урок 6. Связи слов по значению. Синонимы ..... 88
Урок 7. Синонимы (продолжение) .......... 90
Урок 8. Связи слов по значению. Антонимы ..... 92
Урок 9. Связи слов по форме. Паронимы ....... 97
Урок 10. Связи слов по форме. Омонимы ....... 99
Урок 11. Лексический разбор ............ 102
Глава 3. Формирование у школьников умения и желания учиться 107
Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.................... 108
Формы учебного сотрудничества............ 108
Учебные пары переменного состава .......... 109
Создание учебных пар............... —
Работа в паре учитель — учитель .......... —
Пары однотипного и разнотипного состава ....... 111
Работа в паре дома и на уроке........... 112
Разные типы деятельности учеников на уроке и дома ... 115
Учебные группы мальчиков и девочек ......... 117
Различия между учениками, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе .... 119
Самостоятельная работа над учебным лингвистическим текстом 121
Необходимость самостоятельной работы с учебником и ее этапы — Ответы на вопросы по тексту учебника и постановка вопросов самими учащимися ............. 122
Развертывание и свертывание лингвистической информации 124
Выявление связей языковых единиц .......... 127
«Учебный пакет» по осмыслению теоретического материала 130
Сочинение на лингвистическую тему .......... 133
Лингвистическое моделирование на основе орфографического
и пунктуационного правил ............... 135
Построение модели лингвистического действия по правилу.. —
Моделирование с элементами исследовательской деятельности 138
Внутренний диалог как основа самообразования ..... 141
Значение диалога при обучении ............
Обучение школьников диалогу на лингвистическую тему .. 142
Урок-«погружение» с элементами диалог ........ 150
Урок-диалог .................. 155
Тексты, вызывающие интерес и развивающие воображение ... 162
Информационные тексты............... —
Тексты, позволяющие выявить отношение говорящего к высказываемому ................... 164
Проникновение в подтекст .............. 166
Выявление языковых средств, создающих образ...... 171
Организация домашней работы учащихся ......... 173
Значение домашнего задания............. —
Формы контроля домашнего задания ....... 175
Этапы работы учеников над домашним заданием ..... 176
Нетрадиционные домашние задания ......... 178
Глава 4. Активные формы обучения русскому языку……………………………..183
Урок-практикум.................... 185
Основные структурные типы урока-практикума ...... —
Урок-практикум традиционного типа ...... 186
Урок-практикум, предполагающий самостоятельную работу
учащихся на всех этапах .............. 190
Семинар в системе уроков ........... 193
Подготовка к семинару .............. 194
Ход урока-семинара ............. 196
Развитие творческих способностей учащихся на лабораторных занятиях 199
Значение лабораторных занятий ............ —
Занятие после изучения раздела «Фонетика и графика» ... 201
Постепенная подготовка учащихся к уроку ...... —
Разработка общих и дополнительных заданий к текстам .. 203
Ход урока ................... 206
Занятие по теме «Текст» ............ 207
Примеры текстов по некоторым темам школьной программы 211
Создание учащимися связного текста.......... 213
Урок-зачет...................... 220
Сочетание традиционных и активных форм урока....... 223
Тематический план................ —
Урок изучения нового материала «Словосочетание как синтаксическая единица»............... 225
Урок-семинар на тему «Словосочетание среди других единиц языка».................... 230
Урок-практикум на тему «Словосочетание в языке и речи» 233
Учебная лингвистическая задача .......... 235
Учебная лингвистическая задача — особый тип упражнения по русскому Языку ............. —
Задачи со схемами операционных умений по отдельным разделам курса русского языка ........ 240
Фонетика, лексика, словообразование ........ —
Морфологии .............. 242
Синтаксис ................... 249
Лингвистические задачи без операционных схем. Придумывание задач ................... 250
Загадка—особый тип лингвистической задачи ... 253
Индивидуально-предупредительный диктант ......... 255
Причины нарушения учащимися правил правописания ... —
Постепенное овладение безошибочным письмом ...... 258
Списывание текста, орфографическое проговаривание и
орфографический разбор ............. —
Подготовка самодиктантов ............ 259
Разработка взаимодиктантов ............ 262
Подготовленный слуховой диктант ........... 264
Способы исправления ошибок в диктанте ........ 266
(Сидоренков В.А. “Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. Из опыта работы” 1996)