ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора ....................... 3

Глава 1. Системность знаний — основа умения учить и учиться 5

Системные связи как важнейшее свойство языка ...... 6

Центральные и опорные единицы языка ........ —

Текст — единица высшего уровня языка ........ 8

Системные свойства текста ............ —

Обучение смысловому восприятию текста ....... 10

Анализ и создание текста ............. 11

Значение и форма лингвистических единиц ....... 18

Учебные лингвистические единицы ........... —

Блок-схема раздела «Фонетика и графика» ....... 19

Цветовая окраска звуков и настроение текста ...... 20

Основные понятия лексики в их взаимосвязи ...... 23

Системно-производные единицы словообразования ..... 26

Учебные единицы грамматики в их взаимосвязи...... 27

Блок-схема и обобщающая таблица раздела «Текст» .... 31

Выбор приемов обучения на основе внутрипредметных связей . 34

Работа с опорным понятием ............ —

Система упражнений ............... 35

Глава 2. Совершенствование профессионального мастерства .... 43

Тематическое планирование ............... 44

Основные разделы тематического плана ........ —

План темы «Самостоятельные и служебные части речи» . 46

План темы «Имя существительное как часть речи» .... 49

Роль тематического планирования в систематизации материала 52

Этапы разработки урока русского языка в условиях тема­тического планирования ............ 54

Подготовка к уроку, его проведение и анализ ........ —

Анализ-прогноз урока ............. 55

Значение анализа-прогноза и его схема ....... —

Анализ методической литературы по теме урока..... 56

Рабочая версия урока проблемного типа ........ 60

Учебные материалы по теме «Лексика» ....... 64

Тематическое планирование ........... —

Поурочные методические разработки .......... 68

Урок /. Понятие о лексике Грамматическое и лексичес­кое значения слова .............. —

Урок 2. Родо-видовые группы слов.......... 75

Урок 3. Лексическая (словарная) форма слова ..... 78

Урок 4. Однозначные и многозначные слова ...... 82

Урок 5. Прямое и переносное значения слов ...... 84

Урок 6. Связи слов по значению. Синонимы ..... 88

Урок 7. Синонимы (продолжение) .......... 90

Урок 8. Связи слов по значению. Антонимы ..... 92

Урок 9. Связи слов по форме. Паронимы ....... 97

Урок 10. Связи слов по форме. Омонимы ....... 99

Урок 11. Лексический разбор ............ 102

Глава 3. Формирование у школьников умения и желания учиться 107

Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятель­ности учащихся.................... 108

Формы учебного сотрудничества............ 108

Учебные пары переменного состава .......... 109

Создание учебных пар............... —

Работа в паре учитель — учитель .......... —

Пары однотипного и разнотипного состава ....... 111

Работа в паре дома и на уроке........... 112

Разные типы деятельности учеников на уроке и дома ... 115

Учебные группы мальчиков и девочек ......... 117

Различия между учениками, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе .... 119

Самостоятельная работа над учебным лингвистическим текстом 121

Необходимость самостоятельной работы с учебником и ее этапы — Ответы на вопросы по тексту учебника и постановка вопро­сов самими учащимися ............. 122

Развертывание и свертывание лингвистической информации 124

Выявление связей языковых единиц .......... 127

«Учебный пакет» по осмыслению теоретического материала 130

Сочинение на лингвистическую тему .......... 133

Лингвистическое моделирование на основе орфографического

и пунктуационного правил ............... 135

Построение модели лингвистического действия по правилу.. —

Моделирование с элементами исследовательской деятельности 138

Внутренний диалог как основа самообразования ..... 141

Значение диалога при обучении ............

Обучение школьников диалогу на лингвистическую тему .. 142

Урок-«погружение» с элементами диалог ........ 150

Урок-диалог .................. 155

Тексты, вызывающие интерес и развивающие воображение ... 162

Информационные тексты............... —

Тексты, позволяющие выявить отношение говорящего к вы­сказываемому ................... 164

Проникновение в подтекст .............. 166

Выявление языковых средств, создающих образ...... 171

Организация домашней работы учащихся ......... 173

Значение домашнего задания............. —

Формы контроля домашнего задания ....... 175

Этапы работы учеников над домашним заданием ..... 176

Нетрадиционные домашние задания ......... 178

Глава 4. Активные формы обучения русскому языку……………………………..183

Урок-практикум.................... 185

Основные структурные типы урока-практикума ...... —

Урок-практикум традиционного типа ...... 186

Урок-практикум, предполагающий самостоятельную работу

учащихся на всех этапах .............. 190

Семинар в системе уроков ........... 193

Подготовка к семинару .............. 194

Ход урока-семинара ............. 196

Развитие творческих способностей учащихся на лабораторных занятиях 199

Значение лабораторных занятий ............ —

Занятие после изучения раздела «Фонетика и графика» ... 201

Постепенная подготовка учащихся к уроку ...... —

Разработка общих и дополнительных заданий к текстам .. 203

Ход урока ................... 206

Занятие по теме «Текст» ............ 207

Примеры текстов по некоторым темам школьной программы 211

Создание учащимися связного текста.......... 213

Урок-зачет...................... 220

Сочетание традиционных и активных форм урока....... 223

Тематический план................ —

Урок изучения нового материала «Словосочетание как син­таксическая единица»............... 225

Урок-семинар на тему «Словосочетание среди других еди­ниц языка».................... 230

Урок-практикум на тему «Словосочетание в языке и речи» 233

Учебная лингвистическая задача .......... 235

Учебная лингвистическая задача — особый тип упражне­ния по русскому Языку ............. —

Задачи со схемами операционных умений по отдельным раз­делам курса русского языка ........ 240

Фонетика, лексика, словообразование ........ —

Морфологии .............. 242

Синтаксис ................... 249

Лингвистические задачи без операционных схем. Придумы­вание задач ................... 250

Загадка—особый тип лингвистической задачи ... 253

Индивидуально-предупредительный диктант ......... 255

Причины нарушения учащимися правил правописания ... —

Постепенное овладение безошибочным письмом ...... 258

Списывание текста, орфографическое проговаривание и

орфографический разбор ............. —

Подготовка самодиктантов ............ 259

Разработка взаимодиктантов ............ 262

Подготовленный слуховой диктант ........... 264

Способы исправления ошибок в диктанте ........ 266

 

(Сидоренков В.А. “Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. Из опыта работы” 1996)