Оглавление

Предисловие......................................................................................5

Философия в профильной школе.................................................5

Вводная глава.................................................................................12

Урок 1. Путь в Философию..........................................................12

Урок 2. Ключевые понятия философии.....................................18

Глава I. Что такое философия?.......................................................26

Урок 3. Ключевые философские имена, термины, идеи и проблемы.............28

Урок 4. Востребованность философского знания......................32

Глава II. Философский текст: встреча с неизвестным.................38

Урок 5. Понятия — исходные клеточки философского знания......................38

Урок 6. Язык как основа философской коммуникации............49

Урок 7. Что такое философский язык?.......................................52

Глава III. Место философии в мире культуры.............................57

Урок 8. Диоген Лаэртский о плюрализме мнений в античной философии...57

Урок 9. Сократ — непререкаемый авторитет мировой философской мысли....60

Урок 10. Философия как феномен культуры............................63

Глава IV. Культура как предмет философских раздумий нашего современника.........................................68

Урок 11. «Осевое время» и современность..................................68

Урок 12. Этнос и культура...........................................................73

Урок 13. Традиции, модернизация, глобализация: ценностные приоритеты.....84

Глава V. Роль философии в становлении личности.....................90

Урок 14. Должен ли человек философствовать?.......................90

Урок 15. Мировоззрение человека. Что это: однообразие во множестве или ..?..........101

Урок 16. «Философия школы» и «философия жизни» Вл. Соловьева..............107

Урок 17. Почему одни и те же философы в России в разное время были по-разному востребованы?.....112

3Глава VI. Самосознание как философская проблема................119

Урок 18. Истоки самосознания..................................................120

Урок 19. Самопознание и самосознание личности.................126

Урок 20. Самосознание как культурно-психологический процесс.................129

Урок 21. Самосознание группы.................................................132

Урок 22. Особенности этнонационального сознания..............136

Урок 23. Классовое и гражданское самосознание...................143

Урок 24. Самосознание — самопознание — духовность........149

Глава VII. Философия в общественной жизни...........................151

Урок 25. «Знание — сила»: утратил ли девиз актуальность?..........................151

Урок 26. Оппозиция «рационализм — иррационализм».......155

Урок 27. Идеи гражданского общества и правового государства: философские истоки.............................159

Урок 28. Спасет ли красота мир?..............................................161

Глава VIII. Философия и политика.............................................165

Урок 29. Особенности политики как деятельности................166

Урок 30. Мораль и политика.....................................................174

Глава IX. Философия и этика.......................................................178

Урок 31. Моральная философия...............................................181

Урок 32. Толерантность как моральная проблема.................183

Урок 33. Этика, мораль, нравственность.................................187

Приложение..................................................................................189

Материалы к обзорным лекциям.............................................189

Программа элективного курса

«Введение в философию» (36 ч)......................................................203

 

(Аверьянов Ю.И. “Поурочные разработки по философии к элективному курсу Ю.И. Аверьянова «Введение в философию. 10—11 классы»: учебно-методическое пособие” 2007)