Оглавление
Предисловие......................................................................................5
Философия в
профильной школе.................................................5
Вводная
глава.................................................................................12
Урок 1. Путь
в Философию..........................................................12
Урок 2.
Ключевые понятия философии.....................................18
Глава I. Что такое
философия?.......................................................26
Урок 3.
Ключевые философские имена, термины, идеи и проблемы.............28
Урок 4.
Востребованность философского знания......................32
Глава II. Философский текст: встреча с
неизвестным.................38
Урок 5.
Понятия — исходные клеточки философского знания......................38
Урок 6. Язык
как основа философской коммуникации............49
Урок 7. Что
такое философский язык?.......................................52
Глава
III. Место философии в
мире культуры.............................57
Урок 8.
Диоген Лаэртский о плюрализме мнений в античной философии...57
Урок 9.
Сократ — непререкаемый авторитет мировой философской мысли....60
Урок 10.
Философия как феномен культуры............................63
Глава IV.
Культура как предмет
философских раздумий нашего
современника.........................................68
Урок 11.
«Осевое время» и современность..................................68
Урок 12.
Этнос и культура...........................................................73
Урок 13.
Традиции, модернизация, глобализация: ценностные приоритеты.....84
Глава V. Роль философии в становлении
личности.....................90
Урок 14.
Должен ли человек философствовать?.......................90
Урок 15.
Мировоззрение человека. Что это: однообразие во множестве или ..?..........101
Урок 16.
«Философия школы» и «философия жизни» Вл. Соловьева..............107
Урок 17.
Почему одни и те же философы в России в разное время были по-разному востребованы?.....112
3Глава
VI. Самосознание как философская проблема................119
Урок 18.
Истоки самосознания..................................................120
Урок 19.
Самопознание и самосознание личности.................126
Урок 20. Самосознание
как культурно-психологический процесс.................129
Урок 21.
Самосознание группы.................................................132
Урок 22.
Особенности этнонационального сознания..............136
Урок 23.
Классовое и гражданское самосознание...................143
Урок 24.
Самосознание — самопознание — духовность........149
Глава
VII. Философия в
общественной жизни...........................151
Урок 25.
«Знание — сила»: утратил ли девиз актуальность?..........................151
Урок 26.
Оппозиция «рационализм — иррационализм».......155
Урок 27.
Идеи гражданского общества и правового государства: философские
истоки.............................159
Урок 28.
Спасет ли красота мир?..............................................161
Глава
VIII. Философия и
политика.............................................165
Урок 29.
Особенности политики как деятельности................166
Урок 30.
Мораль и политика.....................................................174
Глава IX.
Философия и
этика.......................................................178
Урок 31.
Моральная философия...............................................181
Урок 32.
Толерантность как моральная проблема.................183
Урок 33.
Этика, мораль, нравственность.................................187
Приложение..................................................................................189
Материалы к
обзорным лекциям.............................................189
Программа
элективного курса
«Введение
в философию» (36 ч)......................................................203
(Аверьянов Ю.И. “Поурочные разработки по философии к элективному курсу Ю.И. Аверьянова «Введение в философию. 10—11 классы»: учебно-методическое пособие” 2007)