ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................. 7
I. ОБЛИК XX СТОЛЕТИЯ............. 15
II. МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
1. Международное разделение труда.......... 18
2. Степень индустриального развития.......... 21
3. Структура отношений собственности......... 23
4. Формы управления хозяйством........... 26
5. Изменение социально-экономических структур...... 27
III. КАК ЖИВУТ И РАБОТАЮТ В РАЗНЫХ СТРАНАХ?
6. «Север» и «Юг»................ 30
7. От чего зависит экономическое процветание страны? .... 31
8. Распределение доходов............. 33
9. «Теневая экономика».............. 37
10. Качество жизни............... 38
IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
11. Политические системы ............ 41
12. Массовые движения.............. 46
13. Политические партии............. 49
14. Динамичность современных политических систем..... 55
V. НАРОДЫ МИРА И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЕГОДНЯ
15. Уровни жизни этноса............. 58
16. Чем отличаются этносы друг от друга......... 59
17. Наднациональная и национальные культуры....... 60
18. Взаимосвязь и взаимовлияние этносов......... 62
19. Истоки национального вопроса........... 66
20. Национальный вопрос в XX веке.......... 68
21. Можно ли жить без национальных конфликтов...... 70
VI. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ
22. Многонациональность нашего государства........ 74
23. Страницы истории.............. 75
24. Причины конфликтов............. 79
25. К гармонии межнациональных отношений....... 82VII. «БОЛЬШАЯ НАУКА»
26. Особенности современной науки .......... 87
27. Наука и общество............... 90
VIII. ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
28. Технологические революции в истории человечества .... 96
29. Три типа общества.............. 97
30. Коренные изменения в «первой природе»....... 99
31. Радикальные преобразования во «второй природе»..... 101
32. Влияние развития техники и технологии на жизнь людей ... 103
IX. XX СТОЛЕТИЕ — ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ
33. На пути к всеобщему образованию.......... 108
34. Высшее образование.............. 110
35. Образование взрослых............. 111
36. Чему и как сегодня учить............ 112
37. Образование — важнейший фактор развития общества ... 114
38. Противоречия в развитии образования в XX веке...... 115
X. ОБРАЗОВАНИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ
39. Немного истории............... 122
40. Наши достижения............... 123
41. Проблемы развития образования .......... 124
42. Какое образование нам нужно?........... 129
XI. ТРЕВОГИ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
43. Кризисные явления в современном искусстве....... 137
44. Есть ли будущее у искусства?........... 143
XII. РЕЛИГИЯ СЕГОДНЯ
45. Сколько верующих в мире?............ 145
46. Как влияет на религию развитие общества?....... 146
47. Основные тенденции эволюции религии в XX столетии.. 149
48. Диалог религий............... 155
49. Будущее религии............... 156
XIII. ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К НАУКЕ
50. Отношения религии и науки в прошлом........ 159
51. Возможен ли союз религии и науки? ........ 162
52. Как следует сегодня читать Библию? ......... 164
53. Истолкование библейских повествований о творении мира ... 165
54. Теологические «модели» Бога-творца и его отношения к миру .. 166
55. Религия и наука дополняют друг друга........ 168
XIV. СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ
56. Что такое миф?............. 171
57. Вытеснен ли миф наукой?............ 173
58. Современные мифы.............. 175
59. Альтернативы нашего поведения........ 178
60. Наука не всесильна.............. 179XV. ДИНАМИЗМ И ЦЕЛОСТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА
61. Интеграционные процессы в мировой истории...... 181
62. Этапы всемирной истории............ 183
63. Интеграционные процессы сегодня.......... 184
64. Динамизм нашей эпохи............. 189
XVI. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
65. Когда появились глобальные проблемы?........ 197
66. Что породило глобальные проблемы в наше время..... 198
67. Преодоление отсталости и будущее человечества...... 212
XVII. НЕ ПОГИБНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ РАЗУМА?
68. Концепция ноосферы В. Вернадского......... 216
69. И. Шкловский о будущем человечества........ 219
70. Как оценить концепции В. Вернадского и И. Шкловского? ... 221
XVIII. НА ПУТИ К ЕДИНОЙ МИРОВОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
71. Прав ли был К. Маркс?............. 230
72. Необходимость перехода к рыночной экономике...... 239
XIX. «СЛАВЯНОФИЛЫ» И «ЗАПАДНИКИ» СЕГОДНЯ
73. Традиция «славянофильства» и «западничества»...... 243
74. По какому пути идти России сегодня?......... 244
XX. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
75. А. Швейцер о культуре XX столетия......... 251
76. Позиция Э. Фромма..............253
77. «Не навреди»................ 257
XXI. МИРОВОЗЗРЕНИЕ;
ЕДИНСТВО С МИРОМ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЕМУ
78. Что такое мировоззрение?............ 260
79. Особенности формирования мировоззрения....... 262
80. Мировоззрение эпохи.............. 267
81. Наше восприятие и понимание мира......... 274
Под редакцией В.И. Купцова “ Мир на пороге XXI столетия. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений” 1993)