СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к 4-му изданию............. 3

Предисловие к 5-му изданию............. 4

Введение .................... 5

Глава I. Оборудование для фронтальных лабораторных занятий .................. 13

Глава II. Система хранения оборудования и организа­ция фронтальных занятий........... 57

Глава III. Методика проведения фронтальных лабора­торных занятий............... 66

Глава IV. Описание лабораторных работ....... 73

Работы для VI и VII классов............ 74

Измерения и вычисления............

1. Измерение длины, определение площади и объёма ... 80

2. Измерение мензуркой ёмкости сосуда и объёма твёрдого тела ................... 82

3. Градуирование пружины и измерение силы динамометром 83

4. Вертикальная установка стержня по отвесу ..... 85

5. Взвешивание на рычажных весах......... 86

6. Определение удельного веса твёрдых и жидких тел .. 89

7. Выяснение условия плавания тела в жидкости .... 90

8. Измерение силы трения и сравнение её с весом тела . 92

9г Выяснение условий равновесия сил на рычаге .... 93

10. Определение к. п. д. при подъёме тела по наклонной плоскости.................. 95

11. Проверка теплового баланса при смешении воды различной температуры. 96

12. Определение к. п. д. нагревателя......... 98

13. Наблюдение за нагреванием и плавлением нафталина и построение графика температуры ........ 99

14. Наблюдение за нагреванием и кипением воды и по­строение графика температуры...103

15. Сборка электрической цепи............ 104

16. Измерение силы тока в цепях с последовательным и параллельным соединением .....107

17. Измерение напряжения на различных участках цепи . 108

18. Проверка закона Ома для участка цепи ...... 109

19. Определение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра........ 110

20. Определение мощности, потребляемой электрической лампочкой............. 112

21. Наблюдение магнитных явлений.......... 113

22. Изучение магнитных свойств катушки с током .... 115

23. Сборка и применение электромагнита........ 117

24. Сборка и испытание модели электродвигателя постоянного тока............... 118

Работы для VIIIX классов ............ 121

Элементарный анализ погрешностей........

25. Изучение закона равноускоренного движения по наклон­ной плоскости...124

26. Определение коэффициента трения......... 126

27. Сложение двух сил, действующих под углом друг к другу..................... 129

28. Сложение параллельных сил........... 132

29. Проверка правила моментов сил......... 133

30. Определение плотности твёрдых тел и жидкостей гидро­статическим взвешиванием... 135

31. Определение плотности жидкости гидрометром .... 137

32. Определение к. п. д. полиспаста.......... 140

33. Изучение движения тел по параболе........ 141

34. Проверка формулы центростремительной силы .... 143

35. Определение величины земного ускорения...... 146

36. Определение удельной теплоёмкости вещества .... 147

37. Определение удельной теплоты плавления льда .... 149

38. Проверка закона Бойля-Мариотта......... 151

39. Проверка формулы газового состояния....... 153

40. Определение поверхностного натяжения жидкости ... 155

41. Изучение распределения напряжения на последователь­ных участках цепи............... 157

42. Исследование параллельного соединения проводников . 159

43. Определение удельного сопротивления проводника...160

44. Определение э. д. с. и внутреннего сопротивления источника тока.............. 162

45. Определение теплового эквивалента джоуля..... 163

46. Определение электрохимического эквивалента меди ... 166

47. Наблюдение взаимодействия магнита и тока..... 167

48. Сборка и испытание электромагнитного реле .... 169

49. Изучение электромагнитной индукции........ 170

50. Изучение отражения света от плоского зеркала ... 172

51. Построение изображения в плоском зеркале..... 173

52. Изучение преломления света в плоскопараллельной пластинке и призме..175

53. Определение показателя преломления стекла..... 177

54. Определение фокусного расстояния вогнутого зеркала 180

55. Определение фокусного расстояния собирающей линзы . 182

56. Определение фокусного расстояния рассеивающей линзы 186

57. Получение действительных изображений при помощи линзы.................... 188

58. Сборка моделей трубы Кеплера, микроскопа и трубы Галилея................... 189

59. Сборка модели проекционного фонаря........ 191

60. Наблюдение колец Ньютона........... 193

61. Наблюдение дифракции света......... 194

Заключение ................ 195

 

 

(А.А. Покровский и Б.С. Зворыкин “Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе. Руководство для учителей средней школы” 1956)