СОДЕРЖАНИЕ
Ревякина Н.В. Вступительная статья 5
I. Гуманистическая мечта о человеке
Франческо Петрарка 39
О невежестве своем собственном и многих других 41
О средствах против всякой судьбы 43
Маттео Пальмиери 53
Гражданская жизнь 54
Лоренцо Вала 57
Об истинном и ложном благе 58
Джаноццо Манетти 63
О достоинстве и превосходстве человека 65
Джованни Пико делла Мирандола 74
Гептапл 76
Мишель Монтень 80
Опыты 82
Хуан Луис Вивес 87
О причинах упадка искусств 88
II. "Достойное воспитание — наилучшее богатство"
Пьер Паоло Верджерио 93
О благородных нравах и свободных науках 94
Леонардо Бруни Аретино 125
О научных и литературных занятиях 127
Леон Баттиста Альберти 138
О семье 140
Маттео Пальмиери 180
Гражданская жизнь 180
Маффео Веджо 197
О воспитании детей и об их достойных нравах 199
Энео Сильвио Пикколомини 214
О воспитании детей 215
Бальдассаре Кастильоне 224
О Придворном 226
Эразм Роттердамский 243
О воспитании детей 246
Эразма Ротеродамского молодым детям наука, как должно вести себя и обходиться с другими 302
Франсуа Рабле 310
Гаргантюа и Пантагрюэль 311
Томас Мор 323
Письмо Томаса Мора Уильяму Гонеллю 324
Томас Мор Маргарите, Елизавете, Цецилии и Иоанну, сладчайшим чадам, желает неизменно здравствовать 328
Мишель Монтень 329
Опыты 330
Джованни Конверсини да Равенна 351
Счет жизни 352
Гуарино Гуарини да Верона 357
Письмо Гуарино к Леонелло Эсте 358
Ученики и современники о Гуарино 360
Баттиста Гуарино 361
О порядке преподавания и изучения наук 361
Витторино Рамбальдони да Фельтре 364
Воспоминания учеников и современников о Витторино да Фельтре 366
Именной указатель 381
(“Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV— XVII вв.) 1999”)