СОДЕРЖАНИЕ

Ревякина Н.В. Вступительная статья 5

I. Гуманистическая мечта о человеке

Франческо Петрарка 39

О невежестве своем собственном и многих других 41

О средствах против всякой судьбы 43

Маттео Пальмиери 53

Гражданская жизнь 54

Лоренцо Вала 57

Об истинном и ложном благе 58

Джаноццо Манетти 63

О достоинстве и превосходстве человека 65

Джованни Пико делла Мирандола 74
Гептапл 76

Мишель Монтень 80
Опыты 82

Хуан Луис Вивес 87

О причинах упадка искусств 88

II. "Достойное воспитание — наилучшее богатство"

Пьер Паоло Верджерио 93

О благородных нравах и свободных науках 94

Леонардо Бруни Аретино 125

О научных и литературных занятиях 127

Леон Баттиста Альберти 138
О семье 140

Маттео Пальмиери  180

Гражданская жизнь 180

Маффео Веджо 197

О воспитании детей и об их достойных нравах 199

Энео Сильвио Пикколомини 214

О воспитании детей 215

Бальдассаре Кастильоне 224

О Придворном 226

Эразм Роттердамский 243

О воспитании детей 246

Эразма Ротеродамского молодым детям наука, как должно вести себя и обходиться с другими 302

Франсуа Рабле 310

Гаргантюа и Пантагрюэль 311
Томас Мор 323

Письмо Томаса Мора Уильяму Гонеллю 324

Томас Мор Маргарите, Елизавете, Цецилии и Иоанну, сладчайшим чадам, желает неизменно здравствовать 328

Мишель Монтень 329
Опыты 330

Джованни Конверсини да Равенна 351
Счет жизни 352

Гуарино Гуарини да Верона 357

Письмо Гуарино к Леонелло Эсте 358

Ученики и современники о Гуарино 360

Баттиста Гуарино 361

О порядке преподавания и изучения наук 361

Витторино Рамбальдони да Фельтре 364

Воспоминания учеников и современников о Витторино да Фельтре 366

Именной указатель 381

 

(“Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIVXVII вв.) 1999”)